Решение Совета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района от 07.09.2021 № 12-85 «О местных нормативах градостроительного проектирования Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района»

Руководствуясь статьей 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания долгосрочной градостроительной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения Верхнеуслонского муниципального района и установления совокупных расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов

Совет

Верхнеуслонского муниципального района

решил

  1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района (Приложение № 1).
  2. Признать утратившими силу местные нормативы градостроительного проектирования Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района, утвержденные решением Совета Верхнеуслонского муниципального района от 30.11.2017 № 33-158.
  3. Разместить настоящее решение на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района и на официальном портале правовой информации Республики Татарстан.
  4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района по земельным вопросам, благоустройству и природным ресурсам.

 

 Председатель Совета,

 Глава Верхнеуслонского

 сельского поселения

 Верхнеуслонского

 муниципального района                                                 М.Г.Зиатдинов

Приложение

к Решению Совета

Верхнеуслонского сельского поселения

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

от 07.09.2021  №  12-85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО  СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.    ПРАВИЛА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО  СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

4.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения сельского поселения, водоотведения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности автомобильными дорогами в границах населенных пунктов и объектами транспорта, относящимися к объектам местного значения поселения, населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.3. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами жилищного строительства, осуществляемого в целях обеспечения прав граждан, нуждающихся в социальной защите, населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами культуры, массового отдыха, досуга населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.5. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами физической культуры и массового спорта населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.6. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами информатизации и связи населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.7. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами сбора и вывоза бытовых отходов населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.8. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства и озеленения населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.9. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами оказания ритуальных услуг населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.10. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами социального обеспечения и социальной защиты населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

5.    РЕКОМЕНДАЦИИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В ОБЪЕКТАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЮ УКАЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ

5.1. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, размещению указанных объектов

5.2. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах транспорта, расположенных в границах населенных пунктов, размещению указанных объектов

5.3. Рекомендации к размещению объектов жилищного строительства

5.4. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах культуры, массового отдыха, досуга, физической культуры и массового спорта, размещению указанных объектов

5.5. Рекомендации к размещению объектов информатизации и связи

5.6. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах сбора и вывоза бытовых отходов, размещению указанных объектов

5.7. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах благоустройства и озеленения, размещению указанных объектов

5.8. Рекомендации к размещению кладбищ

6.    МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Местные нормативы градостроительного проектирования Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее – нормативы) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и нормативно-правовыми актами Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

1.2. Вопросы, не урегулированные настоящими нормативами,  регулируются законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Рос­сийской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

1.3. Настоящие нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельно­сти, осуществляющих свою деятельность на территории Верхнеуслонского  сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, независимо от их организационно-правовой формы.

1.4. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение в них изменений осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Верхнеуслонского  сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

1.5. Настоящие нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения населения сельского поселения; расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения.

1.6. К объектам местного значения поселения, для которых устанавливаются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сельского поселения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения, относятся объекты, относящиеся к следующим областям:

электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;

автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, объекты транспорта местного значения поселения;

жилищного строительства, осуществляемого в целях обеспечения прав граждан, нуждающихся в социальной защите;

культуры, массового отдыха, досуга;

информатизации и связи;

физической культуры и массового спорта;

сбора и вывоза бытовых отходов;

благоустройства и озеленения;

оказания ритуальных услуг;

социального обеспечения и социальной защиты.

1.7. Нормативы включают в себя следующие части:

основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения);

материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов;

правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов;

рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах местного значения поселения, размещению указанных объектов;

краткая характеристика сельского поселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВИЛА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

2.1. Расчетные показатели, устанавливаемые настоящими нормативами, применяются при подготовке, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования Верхнеуслонского сельского поселения, документации по планировке территории, разрабатываемой в отношении территорий Верхнеуслонского  сельского поселения. 

2.2. Нормативы градостроительного проектирования используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.

2.3. Перечень объектов местного значения поселения, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сельского поселения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения, приведенные в основной части настоящих нормативов, являются обязательными для исполнения.

2.4. При отмене и (или) изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

3.1. Краткая характеристика территории ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, а также сведения о численности, плотности и социально-демографическом составе населения, иные характерные особенности поселения приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателя

Характеристика

1

Расположение территории сельского поселения в структуре муниципального района и Республики Татарстан

Верхнеуслонское сельское поселение располагается в северо-восточной части Верхнеуслонского муниципального района, в западной части Республики Татарстан

2

Общая площадь территории в границах сельского поселения, га

6100

3

Перечень населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения

село Верхний Услон

поселок им. Кирова

деревня Студенец

4

Численность постоянного населения на 01.01.2021

всего, чел.

5208

в том числе по населенным пунктам, чел:

- село Верхний Услон

- поселок им. Кирова

- деревня Студенец

 

4870

336

12

5

Плотность населения на 01.01.2017 г., чел./кв. км

85,37

6

Возрастная структура населения на 01.01.2021.

население моложе трудоспособного возраста, чел.

1146

население трудоспособного возраста

2403

население старше трудоспособного возраста, чел.

1659

7

Прогноз численности постоянного населения на 2025 г.

всего, чел.

5362

в том числе по населенным пунктам, чел:

- село Верхний Услон

- поселок им. Кирова

- деревня Студенец

5000

350

12

8

Жилищный фонд сельского поселения на 01.01.2021 г.

всего, тыс. кв. метров площади жилья

186,1

9

Уровень обеспеченности населения жильем, кв. м/чел.

35,7

10

Природно-климатические условия на территории сельского поселения

климатический район

(согласно карте климатического районирования для строительства)

степень сейсмической опасности

(баллов)

5 – 6

общая оценка природно-климатических условий

благоприятные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения сельского поселения, водоотведения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.1.1. Системы инженерного оборудования застройки населенных пунктов следует проектировать на основе документов территориального планирования и схем водоснабжения, канализации, электро-, тепло- и газоснабжения сельского поселения, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

В данных отраслевых схемах должны быть решены принципиальные вопросы технологии, мощности, размеров инженерных сетей, даны рекомендации по очередности реализации схемы.

4.1.2. Указанные расчетные показатели приведены в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

1

Объекты системы электроснабжения:

электрические трансформаторные подстанции, распределительные пункты, электрические сети различных напряжений

100-процентная обеспеченность электроэнергией жилых и общественных зданий;

100-процентная освещенность жилых улиц

не устанавливается

2

Объекты системы теплоснабжения, в том числе:

централизованного:

котельные, тепловые электростанции,

тепловые сети;

децентрализованного: автономные и индивидуальные котельные, квартирные теплогенераторы, тепловые сети

100-процентная обеспеченность тепловой энергией жилых и общественных зданий

не устанавливается

3

Объекты системы централизованного газоснабжения:

газораспределительные и газонаполнительные станции и пункты, газорегуляторные пункты; газораспределительные сети

100-процентная обеспеченность газом жилых зданий *

 

не устанавливается

4

Объекты системы централизованного водоснабжения:

источники водоснабжения, водозаборные сооружения, емкости для хранения воды, водопроводы

100-процентная обеспеченность водой жилых и общественных зданий

не устанавливается

5

Объекты системы водоотведения **, в том числе:

централизованного:

очистные сооружения, канализационные насосные станции, канализационные трубопроводы;

децентрализованного:

локальные очистные сооружения, сливные станции, канализационные трубопроводы

100-процентная обеспеченность жилых и общественных зданий

не устанавливается

* для сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 3 тысяч человек или их частей допускается отсутствие систем газоснабжения при условии оборудования жилых зданий стационарными электрическими плитами

** расчетные показатели не распространяются на дождевую канализацию

4.2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности автомобильными дорогами в границах населенных пунктов и объектами транспорта, относящимися к объектам местного значения поселения, населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.2.1. Проезд автомобильного транспорта должен быть обеспечен ко всем зданиям и сооружениям.

4.2.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта для населения сельского поселения следует принимать в соответствии с таблицей 3. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности данными объектами населения сельского поселения не устанавливаются.

Таблица 3

№ п/п

Наименование объекта

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения (метров)

1

Остановочные пункты в целом по населенному пункту

500

для сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 3 тысяч человек:

2

Остановочные пункты в общественном центре

250

3

Остановочные пункты в производственных зонах

400*

4

Остановочные пункты в зонах массового отдыха и спорта

800 **

5

Остановочные пункты для внутренних связей на территории малоэтажной жилой застройки:

от мест проживания

от объектов массового посещения

 

 

200

250

* показатель означает максимально допустимую дальность пешеходных подходов до остановочного пункта от проходных предприятий

** показатель означает максимально допустимую дальность пешеходных подходов до остановочного пункта от главного входа объекта массового отдыха и спорта

 

4.3. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами жилищного строительства, осуществляемого в целях обеспечения прав граждан, нуждающихся в социальной защите, населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.3.1. Указанные расчетные показатели следует принимать в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения (кв. м/чел.)

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

2015 год

2025 год

1

Жилые помещения в сельских населенных пунктах

23,1

26,4

не устанавливается

Примечание.

Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактического минимального уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в 2025, 2035 годах.

4.4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами культуры, массового отдыха, досуга населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.4.1. Указанные расчетные показатели следует принимать в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

1

Клубные учреждения

для населенных пунктов с численностью населения:

0,2 – 1 тыс. чел.

1 – 3 тыс. чел.

3 – 5 тыс. чел.

5 – 10 тыс. чел.

 

 

 

300 мест

300 – 230 мест

230 – 190 мест

190 – 140 мест

не устанавливается

2

Сельская библиотека для сельских населенных пунктов с численностью населения:

1 – 3 тыс. чел.

6 – 7,5 тыс. ед. хранения;

5 – 6 мест на 1000 чел.

не устанавливается

3 – 5 тыс. чел.

5 – 6 тыс. ед. хранения;

4 – 5 мест на 1000 чел.

5 – 10 тыс. чел.

4,5 – 5 тыс. ед. хранения;

3 – 4 мест на 1000 чел.

Примечание.

1. Меньший расчетный показатель следует принимать для больших населенных пунктов.

2. Для сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 1,5 тысяч человек (районных центров и подцентров) при определении количества, состава и вместимости объектов следует дополнительно учитывать население, приезжающее из других населенных пунктов, расположенных в зоне 30-минутной пешеходной доступности.

3. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 42 от 26.01.2009 г. уровень социальных гарантий обеспеченности населения услугами клубных учреждений и библиотек до 2019 г. принимается на уровне существующей обеспеченности.

4.5. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами физической культуры и массового спорта населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.5.1. Указанные расчетные показатели следует принимать в соответствии с таблицей 6.

 

 

 

 

Таблица 6

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

1

Спортивные залы

350 кв. метров площади пола на 1000 чел.

не устанавливается

2

Плоскостные спортивные сооружения

1950 кв. метров на 1000 чел.

не устанавливается

 

4.6. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами информатизации и связи населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.6.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сельского поселения объектами информатизации и связи следует принимать в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7

№ п/п

Наименование объекта

Единица измерения

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения

1

Отделение почтовой связи

объектов на

сельское поселение

1

 

4.6.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов информатизации и связи для населения сельского поселения не устанавливаются.

 

4.7. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами сбора и вывоза бытовых отходов населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.7.1. Перечень объектов сбора и вывоза бытовых отходов, местоположение таких объектов принимается в соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки территории Верхнеуслонского сельского поселения  Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

4.7.2. Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов для населения сельского поселения (удаленность от мест проживания, детских и лечебно-профилактических учреждений, спортивных площадок, мест отдыха) следует принимать в размере 100 метров.

 

4.8. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства и озеленения населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.8.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сельского поселения озелененными территориями общего пользования следует принимать в соответствии с таблицей 8.

Таблица 8

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения

(кв. метров/чел.)

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

1

Озелененные территории общего пользования в сельских населенных пунктах

12

не устанавливается

Примечание.

Для населенных пунктов, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

 

4.9. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами оказания ритуальных услуг населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.9.1. Указанные расчетные показатели следует принимать в соответствии с таблицей 9.

Таблица 9

№ п/п

Наименование объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения (га/1 тыс. чел.)

Максимально допустимый уровень территориальной доступности  для населения

1

Кладбище традиционного захоронения

0,24

не устанавливается

 

4.10. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами социального обеспечения и социальной защиты населения сельского поселения; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения

4.10.1. Уровень обеспеченности населения местами постоянного хранения личного автотранспорта инвалидов следует принимать равным 10 % (но не менее 1 места) от общего количества мест постоянного хранения легковых автомобилей, в том числе 5 % специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске.

Уровень обеспеченности населения местами временного хранения личного автотранспорта инвалидов на открытых площадках для кратковременного хранения легковых автомобилей около учреждений и предприятий обслуживания следует принимать равным 10 % (но не менее 1 места) от общего количества мест временного хранения легковых автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В ОБЪЕКТАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЮ УКАЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ

5.1. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, размещению указанных объектов

5.1.1. Проектирование систем электроснабжения следует осуществлять на основе показателей электрической нагрузки на электроисточники, определяемых в соответствии с требованиями СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (раздел 6), Положением о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» от 02.06.2006 г (раздел 2).

Укрупненные показатели удельной расчетной нагрузки территорий населенных пунктов для предварительных расчетов следует принимать в соответствии с таблицей 10.

Таблица 10

Числен-ность населения

(тыс. чел.)

Населенный пункт

с плитами на природном газе

(кВт/человека)

со стационарными электрическими плитами (кВт/человека)

в целом по населенному пункту

в том числе:

в целом по населенному пункту

в том числе:

центр

микрорайоны /кварталы застройки

центр

микрорайоны /кварталы застройки

3 – 50

0,43

0,55

0,40

0,52

0,65

0,50

менее 3

0,41

0,51

0,39

0,50

0,62

0,49

Примечание.

1. При наличии в населенном пункте жилых домов с газовыми и электрическими плитами показатели определяются методом интерполяции пропорционально их соотношению.

2. Под понятием центра населенного пункта следует понимать территорию со значительной концентрацией различных административных, культурных, учебных учреждений, предприятий торговли и общественного питания.

3. В таблице не учтены нагрузки от мелкопромышленных предприятий. Для их учета следует применять следующие коэффициенты:

для населенных пунктов с плитами на природном газе: 1,2 – 1,6;

для населенных пунктов со стационарными электрическими плитами: 1,1 – 1,5.

Большие значения необходимо принимать к территории центра населенного пункта.

 

Выбор напряжения системы распределения электроэнергии должен осуществляться на основе схемы перспективного развития сетей распределительного электросетевого комплекса Республики Татарстан с учетом анализа роста перспективных электрических нагрузок.

Напряжение электрических сетей населенных пунктов выбирается с учетом концепции их развития в пределах расчетного срока и системы напряжений в энергосистеме: 35 – 110 – 220 – 500 кВ или 35 – 110 – 330 – 750 кВ.

Напряжение системы электроснабжения должно выбираться с учетом наименьшего количества ступеней трансформации энергии. На ближайший период времени наиболее целесообразной является система напряжений 35 – 110/10 кВ.

Проектирование трансформаторных подстанций и распределительных устройств на территориях населенных пунктов следует осуществлять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок и раздела 2 Положения о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» от 02.06.2006 г.

Трансформаторные подстанции, распределительные устройства и пункты перехода воздушных линий электропередачи в кабельные, располагаемые на территории жилой застройки, рекомендуется проектировать закрытого типа.

5.1.2. Проектирование и строительство новых, реконструкцию и развитие действующих систем теплоснабжения следует осуществлять в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения сельского поселения.

Проектирование систем теплоснабжения следует осуществлять на основе показателей расчетных тепловых нагрузок, определяемых с учетом категорий потребителей по надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» (раздел 5), ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости» (приложение А).

Централизованные источники теплоснабжения на территориях населенных пунктов рекомендуется размещать в коммунально-складских и производственных зонах, в центрах тепловых нагрузок.

Размещение источников теплоснабжения, тепловых пунктов должно быть обосновано акустическими расчетами.

Трассы и способы прокладки тепловых сетей следует предусматривать в соответствии с требованиями  СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» (раздел 9), СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

5.1.3. Проектирование и строительство новых, реконструкцию и развитие действующих систем газоснабжения следует осуществлять согласно требованиям СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Татарстан, на основе республиканских программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Укрупненный показатель потребления газа для сельских населенных пунктов следует принимать в размере 220 куб. м в год на человека.

Газораспределительные и газонаполнительные станции должны размещаться за пределами населенных пунктов.

Газонаполнительные пункты следует располагать вне территории жилой застройки населенного пункта, с подветренной стороны.

Для снижения и регулирования давления газа в газораспределительной сети необходимо проектировать газорегуляторные (блочные или шкафные) пункты.

Газорегуляторный пункт следует размещать в центре района его действия, максимально близко к центру нагрузки района.

Отдельно стоящие газорегуляторные пункты в населенных пунктах следует располагать на определенном расстоянии до зданий и сооружений:

при давлении газа на вводе в газорегуляторный пункт до 0,6 МПа – 10 метров;

при давлении газа на вводе в газорегуляторный пункт 0,6 – 1,2 МПа – 15 метров.

5.1.4. Проектирование систем водоснабжения населенных пунктов, в том числе выбор источников водоснабжения, размещение водозаборных сооружений следует производить в соответствии с требованиями СП 30.13330.2020 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий".  СП 31.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, ГОСТ 2761-84* «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Укрупненный показатель удельного среднесуточного (за год) водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения следует принимать в размере:

для зданий, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и местными водонагревателями – 200 литров в сутки на человека.

Выбор типа и схемы размещения водозаборных сооружений следует производить исходя из геологических, гидрогеологических и санитарных условий территории.

Водопроводные сети следует проектировать кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять:

для подачи воды на производственные нужды при допустимости перерыва в водоснабжении на время ликвидации аварии;

для подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды при диаметре труб не более 100 мм;

для подачи воды на противопожарные или хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не более 200 метров.

Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается.

5.1.5. Проектирование систем канализации населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 30.13330.2020 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий", СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения", СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Расчетное  удельное среднесуточное водоотведение бытовых сточных вод принимается равным удельному среднесуточному водопотреблению без учета расхода воды на полив территории и зеленых насаждений.

При разработке документов территориального планирования удельное среднесуточное (за год) водоотведение для сельских населенных пунктов допускается принимать в размере 150 л/сутки на 1 человека.

Площадку очистных сооружений сточных вод следует располагать с подветренной стороны для ветров преобладающего в теплый период года направления по отношению к жилой застройке населенного пункта, ниже по течению водотока.

5.2. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах транспорта, расположенных в границах населенных пунктов, размещению указанных объектов

5.2.1. Пропускная способность сети улиц и дорог на территории населенных пунктов определяется исходя из уровня автомобилизации.

Уровень автомобилизации на расчетный срок до 2025 года для сельских населенных пунктов следует принимать равным 440 автомобилям на 1000 жителей.

5.2.2. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенных территорий в средних, больших и крупных сельских населенных пунктах следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью (наземные) с интервалом 200 – 300 метров.

5.2.3. Расстояние между остановочными пунктами общественного транспорта рекомендуется принимать равным 400 – 600 метров.

5.2.4. 5.2.4. Для сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 3 тысяч человек приводится ряд рекомендуемых показателей, отображенных в таблицах 11, 12 и 13.

Таблица 11

Рекомендуемые показатели уровня обеспеченности населения сооружениями для постоянного хранения легковых автомобилей и уровня территориальной доступности данных объектов для населения

№ п/п

Тип мест организованного хранения автотранспортных средств

Уровень обеспеченности населения,

мест на 1 тыс. человек

Уровень территориальной доступности  для населения (метров)

2015 год

2025 год

1

Для хранения легковых автомобилей в частной собственности

293

396

в целом по населенному пункту – 800

в том числе на территориях коттеджной застройки – 200

2

Для хранения легковых автомобилей ведомственной принадлежности 

7

8

не устанавливается

3

Для таксомоторного парка

5

7

не устанавливается

 

 

 

 

Таблица 12

Рекомендуемые показатели уровня обеспеченности населения сооружениями для хранения легковых автомобилей в зависимости от категории жилищного фонда по уровню комфорта

№ п/п

Тип жилищного фонда по уровню комфорта

Количество мест

для постоянного хранения легковых автомобилей

(машино-мест на 100 кв. метров общей площади квартир)

для временного хранения (парковки) легковых автомобилей

(машино-мест на 1 квартиру)

1

Высококомфортный

2,9

0,75

2

Комфортный

2,6

0,63

3

Массовый

1,9

0,24

4

Социальный

1,4

0,16

5

Специализированный

0,8

0,25

 

Таблица 13

Рекомендуемые показатели уровня обеспеченности населения открытыми площадками для временного хранения (парковки) легковых автомобилей вблизи объектов различного назначения

№ п/п

Наименование объекта

Единица измерения

Количество машино-мест

2015 год

2025 год

1

Административные учреждения

машино-мест/

100 работающих

28

38

2

Учреждения высшего и среднего профессионального образования

машино-мест/

100 работающих

21

29

3

Промышленные предприятия

машино-мест/

100 работающих в двух смежных сменах

14

19

4

Дошкольные учреждения

машино-мест/

1 объект

по заданию на проектирование, но не менее 2

5

Общеобразовательные учреждения

машино-мест/

1 объект

по заданию на проектирование, но не менее 2

6

Больницы

машино-мест/

100 коек

7

10

7

Поликлиники

машино-мест/

100 посещений в смену

4

6

8

Предприятия бытового обслуживания

машино-мест / 30 кв. метров общей площади

14

19

9

Спортивные объекты

машино-мест / 100 мест

4

6

10

Культурно-зрелищные учреждения (музеи, театры и пр.)

машино-мест / 100 мест или единовременных посетителей

21

29

11

Парки культуры и отдыха

машино-мест/

100 единовременных посетителей

10

13

12

Торговые центры, универмаги, магазины с торговой площадью более 200 кв. метров

машино-мест/

100 кв. метров торговой площади

10

13

13

Рынки

машино-мест/

50 торговых мест

35

48

14

Крупные рестораны и кафе, клубные учреждения

машино-мест/

100 мест

21

29

15

Гостиницы

машино-мест / 100 мест

11

15

16

Вокзалы всех видов транспорта

машино-мест/

100 пассажиров, пребывающих в час пик

21

29

17

Пляжи и парки в зонах отдыха

машино-мест/

100 единовременных посетителей

28

38

18

Лесопарки и заповедники

машино-мест/

100 единовременных посетителей

14

19

19

Базы кратковременного отдыха

машино-мест/

100 единовременных посетителей

21

29

20

Дома и базы отдыха, санатории, профилактории, туристские базы

машино-мест / 100 человек отдыхающих и обслуживающего персонала

7

10

21

Туристские и курортные гостиницы

машино-мест / 100 человек отдыхающих и обслуживающего персонала

21

29

22

Предприятия общественного питания, торговли и коммунально-бытового обслуживания в зонах отдыха

машино-мест / 100 мест в залах или единовре-менных посетителей и персонала

14

19

Примечания.

При проектировании стоянок для обслуживания группы объектов с различным режимом суточного функционирования допускается снижение расчетного числа машино-мест по каждому объекту на 10 – 15 %.

 

5.2.5. Проектирование автомобильных дорог в границах населенных пунктов и объектов транспорта, относящихся к объектам местного значения поселения, следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

 

5.3. Рекомендации к размещению объектов жилищного строительства

5.3.1. Расчетные показатели объемов жилищного строительства и типов жилой застройки должны производиться с учетом существующей и прогнозируемой социально-демографической ситуации и уровня доходов населения.

5.3.2. В соответствии с характером жилой застройки выделяются типы застройки, приведенные в таблице 14.

Таблица 14

№ п/п

Тип жилой застройки

Характеристики застройки

1

Малоэтажная жилая застройка

индивидуальная усадебная застройка высотой до 3 этажей включительно;

застройка блокированными жилыми домами высотой до 3 этажей включительно;

застройка многоквартирными жилыми домами высотой до 4 этажей включительно

2

Среднеэтажная жилая застройка

застройка многоквартирными жилыми домами высотой от 5 до 8 этажей включительно

3

Многоэтажная жилая застройка

застройка многоквартирными жилыми домами высотой от 9 этажей и выше

 

Выделение типов жилой застройки, определение требований к их организации осуществляется правилами землепользования и застройки сельского поселения.

5.3.3. Нормативные параметры жилой застройки населенных пунктов устанавливаются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

5.4. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах культуры, массового отдыха, досуга, физической культуры и массового спорта, размещению указанных объектов

5.4.1. Определение нормативной потребности населения сельского поселения в объектах культуры, массового отдыха, досуга, физической культуры и массового спорта следует осуществлять в соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения.

5.4.2. Размещение указанных объектов необходимо предусматривать с учетом близости других аналогичных объектов, организации транспортных связей, во взаимосвязи с сетью улиц, дорог и пешеходных путей.

5.4.3. Размеры земельных участков для размещения объектов культуры, массового отдыха, досуга, физической культуры и массового спорта следует принимать в соответствии с заданием на проектирование.

5.4.4. Объекты физической культуры и массового спорта допускается совмещать со спортивными объектами образовательных школ и других учебных заведений, учреждений отдыха и культуры.

 

5.5. Рекомендации к размещению объектов информатизации и связи

5.5.1. При осуществлении нового строительства необходимо предусматривать размещение телекоммуникационных систем, систем коллективного приема эфирного цифрового телевидения и прокладку внутридомовых сетей связи по скрытым внутренним коммуникациям емкостью, необходимой для одновременного оказания услуг не менее чем тремя операторами связи.

5.5.2. Площади земельных участков для размещения объектов информатизации и связи следует принимать в соответствии с таблицей 15.

Таблица 15

№ п/п

Наименование объекта

Площадь участка

1

Отделение почтовой связи

700 – 1200 кв. метров

2

Автоматическая телефонная станция

0,25 га

3

Узловая автоматическая телефонная станция

0,3 га

4

Концентратор

40 – 100 кв. метров

5

Опорно-усилительная станция

0,1 – 0,15 га

6

Блок-станция проводного вещания

0,05 – 0,1 га

7

Звуковая трансформаторная подстанция

50 – 70 кв. метров

8

Технический центр кабельного телевидения

0,3 – 0,5 га

 

5.5.3. Здания предприятий связи следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к соседним предприятиям или объектам с технологическими процессами, являющимися источниками выделений вредных, коррозийно-активных, неприятно пахнущих веществ и пыли, за пределами их санитарно-защитных зон.

5.5.4. Размещение линий связи следует осуществлять в соответствии с требованиями СН 461-74 «Нормы отвода земель для линий связи».

 

5.6. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах сбора и вывоза бытовых отходов, размещению указанных объектов

5.6.1. В жилых зонах населенных пунктов необходимо предусматривать размещение контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, обеспеченных подъездами для автомобильного транспорта.

Для определения необходимого количества контейнерных площадок следует исходить из численности населения, пользующегося контейнерами, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

5.6.2. Показатели норм накопления бытовых отходов следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", приведенными в таблице 16.

Расчетное количество накапливающихся бытовых отходов необходимо периодически (каждые 5 лет) уточнять по фактическим данным.

Таблица 16

Виды бытовых отходов

Количество бытовых отходов на 1 человека в год

кг

литров

Твердые:

от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом;

от прочих жилых зданий

 

 

190 – 225

 

300 – 450

 

 

900 – 1000

 

1100 – 2000

Общее количество твердых бытовых отходов с учетом общественных зданий

280 – 300

1400 – 1500

Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации)

2000 – 3500

5.6.3. Контейнерные площадки следует размещать на удалении не менее 20 метров от жилых домов, детских, лечебно-профилактических учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения.

5.6.4. Количество контейнеров для мусора, располагаемых на одной площадке, не должно превышать 5 контейнеров.

5.6.5. Для сбора жидких бытовых отходов на территории жилой застройки, не обеспеченной централизованной системой водоотведения, необходимо предусматривать дворовые помойницы.

 

5.7. Рекомендации к определению нормативной потребности населения сельского поселения в объектах благоустройства и озеленения, размещению указанных объектов

5.7.1. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки населенного пункта (уровень озелененности территории застройки) должен составлять не менее 55%.

Под озелененными территориями различного назначения следует понимать озелененные территории общего и ограниченного пользования, самосевные древесные и кустарниковые насаждения, леса на территориях населенных пунктов.

5.7.2. Зеленые насаждения в населенном пункте следует предусматривать в виде единой системы с учетом его планировочной структуры и местных условий.

При проектировании новых и реконструкции существующих территорий населенного пункта следует предусматривать максимальное сохранение и использование существующих зеленых насаждений.

5.7.3. Площади объектов озеленения общего пользования следует принимать в размере:

парков – не менее 10 га;

садов – не менее 3 га;

скверов – 0,5 га.

5.7.4. Принципы размещения объектов благоустройства и озеленения на территории населенных пунктов, параметры объектов следует принимать в соответствии с СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

5.8. Рекомендации к размещению кладбищ

5.8.1. В настоящем разделе приводятся требования и рекомендации к размещению кладбищ традиционного захоронения с погребением путем предания тела или останков умершего земле.

5.8.2. Размер участка для кладбища не должен превышать 40 га.

5.8.3. При размещении кладбища следует учитывать перспективный рост численности населения, коэффициент смертности, наличие действующих кладбищ, нормы земельного участка на одно захоронение.

5.8.4. Кладбища следует располагать с подветренной стороны по отношению к территории жилой застройки населенных пунктов.

5.8.5. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

5.8.6. Сельские кладбища необходимо размещать на расстоянии не менее 50 метров от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных объектов.

5.8.7. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь уклон в сторону, противоположную от населенного пункта, открытых водоемов и водотоков;

располагаться вне зоны возможного затопления;

иметь уровень стояния грунтовых вод, равный не менее 2,5 метров от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;

иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6 - 18 %.

5.8.8. На территории кладбищ следует предусматривать дорожную сеть, поливочный водопровод ил шахтные колодцы, наружное освещение.

5.8.9. Размеры участков захоронения следует принимать в соответствии с таблицей 17.

Таблица 17

Количество погребений в одном уровне на одном месте

Размеры участка захоронения

Ширина, метров

Длина, метров

1

1,0

2,0

2

1,8

2,0

3

2,6

2,0

4

3,6 / 1,8

2,0 / 4,0

5

2,6

4,0

6

2,6

4,0

 

 

  1. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

6.1. Нормативы подготовлены в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ;

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

Закон Республики Татарстан от 25.12.2010 г. № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами до 2014 года» от 26.01.2009 г. № 42 (с изменениями на 30.05.2013 г.).

6.2. При подготовке нормативов использовались следующие нормативные документы:

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения";

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения";

СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";

СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";

Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Татарстан, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №  1071 от 27.12.2013 г;

Местные нормативы градостроительного проектирования Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

6.3. При подготовке нормативов учитывались:

административно-территориальное устройство сельского поселения;

социально-демографический состав и плотность населения сельского поселения;

природно-климатические условия;

программы социально-экономического развития Верхнеуслонского  сельского поселения и Верхнеуслонского муниципального района;

прогноз социально-экономического развития сельского поселения;

предложения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

6.4. Перечень объектов местного значения поселения, для которых в основной части нормативов установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сельского поселения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения, определен требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, указанными в части 4 статьи 29.2, а также техническим заданием на разработку проекта нормативов.

pdf
Скачать текст
PDF, 23.84 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International