ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы»
2023 год
Оглавление
1. |
Паспорт Программы развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы |
3 |
2. |
Введение |
5 |
3. |
Общая часть Программы |
5 |
|
- Цели и задачи Программы развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы |
5 |
|
- Анализ текущей ситуации, оценка проблем развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан |
6 |
|
- Развитие малого и среднего предпринимательства в различных секторах экономики |
9 |
|
- Развитие потребительского рынка |
14 |
|
- Развитие предпринимательства среди молодежи |
15 |
|
- Развитие промышленных площадок и привлечение резидентов |
17 |
|
- Программа для самозанятого населения |
18 |
4. |
Оценка инвестиционной привлекательности территории, направления развития предпринимательства и перечень конкретных мероприятий |
19 |
5. |
Ресурсное обеспечение Программы |
21 |
6. |
Оценка рисков, мероприятия по их снижению |
23 |
7. |
Планируемая экономическая эффективность Программы, управление и контроль за реализацией программных мероприятий |
24 |
|
Приложение 1. Основные мероприятия Программы развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы |
26 |
1. Паспорт Программы развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы.
Наименование Программы |
Муниципальная Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы» (далее – Программа) |
Основной разработчик Программы |
Отдел территориального развития Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ |
Цель и задачи Программы |
Цель муниципальной программы: формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе, привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимых товаров (работ, услуг), содействие обеспечению занятости населения. Задачи муниципальной программы: - продолжение проведения информационной компании; - продолжение проведения консультационных мероприятий; - создание инфраструктуры для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие в подготовке и переподготовке кадров; - поддержка инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
К 2028 году планируется достичь значения следующих показателей: Число субъектов МСП – 1000; Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 28%; Среднемесячная заработная плата МСП – 96000,0 руб.; Оборот МСП – 9500,00 млн.руб.; Доля субъектов МСП в ВТП - 35 %; Доля конкурентных закупок, участниками которых являются субъекты МСП – 70 %. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2024-2028 годы |
Исполнители Программы |
Отделы Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района, редакция газеты «Волжская новь», Палата имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского муниципального района РТ, субъекты малого и среднего предпринимательства, ГКУ «Центр занятости населения Верхнеуслонского района», Управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ, МКУ «Отдел образования Верхнеуслонского муниципального района», ОЭЗ «Иннополис». |
Объемы и источники финансирования |
Бюджет РТ: 80,0 млн.руб Частные инвестиции: 728,0 млн.руб. |
Контроль за исполнением Программы |
организацию, координацию и контроль за ходом работ по выполнению Программы осуществляет отдел территориального развития Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. |
Основные результаты реализации Программы |
- устойчивое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере; - создание в районе новых рабочих мест и обеспечение занятости населения района; - увеличение доходной части районного бюджета; - насыщение товарного рынка района конкурентоспособными товарами и услугами. |
2. Введение
Муниципальная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет решить многие региональные, экономические и социальные проблемы, остро стоящие сегодня перед органами местного самоуправления. Поддерживая малые и средние предприятия, помогая им выжить и укорениться, активно привлекая эти предприятия к решению территориальных проблем, появится возможность не только укрепить доходную часть бюджета, но также обеспечить эффективное социально-экономическое развитие территории, частично решить проблему занятости населения.
Однако малые и средние предприятия очень уязвимы. Если падение спроса на тот или иной товар крупного предприятия, выпускающего продукцию различных видов, может несколько снизить его экономические показатели, то падение спроса на продукцию малого и среднего предприятия может привести к его банкротству. В малый и средний бизнес приходят новички, не имеющие специальной подготовки по управлению предприятием и опыта взаимодействия с другими структурами, а также первоначального капитала. Поэтому без поддержки им не легко выжить.
3. Общая часть Программы:
Цели и задачи Программы развития малого и среднего
предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе
Республики Татарстан на 2024-2028 годы.
Цели Программы – формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе, привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимых товаров (работ, услуг), содействие обеспечению занятости населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение и продолжение реализации следующих задач:
- продолжение проведения информационной компании (через портал Верхнеуслонского муниципального района, районную газету «Волжская Новь»);
- продолжение проведения консультационных мероприятий (бесплатная консультация в решении юридических вопросов, вопросов бухгалтерского учета, налогообложения и т.д.)
- создание инфраструктуры для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (создание агропромышленной площадки, строительство арендного, ипотечного жилья для специалистов, строительство дорог и т.д.);
- содействие в подготовке и переподготовке кадров (расширение спектра профессий в учебном центре профессиональной подготовки, информирование о действующих образовательных курсах);
- поддержка инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства (рассмотрение бизнес-планов на заседаниях Экономического Совета Верхнеуслонского муниципального района, выделение свободных земельных участков и т.д.).
Указанные цели и задачи соответствуют приоритетам социально-экономического развития Верхнеуслонского муниципального района, которая определяет, что развитие предпринимательской деятельности направлено на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение вклада малых и средних предприятий в общий объем произведенной продукции и доходы бюджета района, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем оказания консультационных услуг, стимулирование инновационной активности малых предприятий,
Достижение целей и реализация задач Программы осуществляется путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложении к Программе.
Анализ текущей ситуации, оценка проблем развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Верхнеуслонского муниципального района с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике района. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, улучшаются их ассортимент и качество за счет внедрения новых технологий. Увеличиваются налоговые поступления во все уровни бюджета, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
По данным Татарстанстата по состоянию на 01.01.2023 года на территории района осуществляют деятельность 868 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 428 - индивидуальных предпринимателя.
Сфера деятельности большинства предпринимателей – торговля (23%); деятельность в области информации и связи (29,5%); строительство (8%); сельское хозяйство (3,5%).
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте Верхнеуслонского муниципального района за период с 2018 по 2021 годы выросла с 30,5 до 33,7 процентов.
Таблица
Показатели |
2020 (факт) |
2021 (факт) |
2022 (факт) |
Число субъектов МСП, единиц |
694 |
801 |
868 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций,% |
32,3 |
26,5 |
24,5 |
Среднемесячная заработная плата МСП, руб. |
67770,71 |
72902,96 |
89013,99 |
Оборот МСП, млн.руб. |
8053,0 |
8117,4 |
8360,9 |
Доля субъектов МСП в ВТП, % |
27,8 |
33,7 |
34,1 |
Доля конкурентных закупок, участниками которых являются субъекты МСП, % |
34 |
34 |
35 |
На становление и развитие малого и среднего предпринимательства серьезное влияние оказывают сложившиеся в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований проблемы, а именно:
- отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- слабая инвестиционная активность малого и среднего предпринимательства;
- ограниченные возможности использования финансово-кредитных механизмов для пополнения оборотного капитала и, как правило отсутствие достаточного для кредитных организаций залогового обеспечения;
- недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно в сельских поселениях;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего препринимательства к финансовым, имущественным ресурсам;
- низкий уровень подготовки многих руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
- отток молодежи из сельских поселений, ввиду отсутствия профессиональных учебных заведений.
Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Развитие малого и среднего предпринимательства
в различных секторах экономики
В районе осуществляют деятельность такие предприятия, как:
1. Кураловское подразделение ОАО «Таткрахмалпатока», В 2022 году предприятие переработало 12 000 тонн зерна. Это в первую очередь рожь, а также ячмень и кукуруза.
Продукция предприятия используется в качестве сырья в пивобезалкогольной, хлебопекарной и кондитерской промышленности. Основными потребителями являются крупные производители напитков это АО «Лидское пиво», компания Пепсико, Бочкаревский и Трехсосенский пивоваренные заводы, АО «Томское пиво».
В кондитерской промышленности появился значительный спрос на импортозамещение солодовых экстрактов западных компаний, ушедших с рынка в 2022 году.
Доля экспортной выручки в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2022 году составила 19,2 % (102,9 млн.руб.).
За последние 10 лет в развитие Кураловского завода было инвестировано около 500 миллионов рублей для модернизации производственных мощностей, что позволило в 2017 году закрыть Казанский завод и объединить производство на одной площадке. В 2015 году при участии бельгийской компании MEURA был запущен в эксплуатацию основной цех и мельница.
Производительность нового завода 1100 тонн/месяц перекрывает мощности Казанского и старого Кураловского заводов. Новое фильтровальное оборудование позволило достичь 100% извлечения экстрактов из зерна. Повысилось качество продукции за счет использования более мягких режимов выпаривания.
В 2018 году было завершено строительство элеватора с подработкой и сушкой зерна вместимостью 12000 тонн. На текущий момент - это единственный элеватор в Верхнеуслонском районе оказывающий услуги для фермеров. Возможность сушки и подработки зерна позволяет принимать зерно с повышенной влажностью.
В настоящий момент АО «Таткрахмалпатока» это самое современное предприятие европейского уровня в России по производству зерновых экстрактов. Проведенная модернизация позволила выполнить критически важное требование крупных клиентов – это сертификация безопасности пищевой продукции по международному стандарту FSSC 22 000. Производственный аудит по этому стандарту предприятие проходит ежегодно, начиная с 2015 года.
Вόвремя произведенная модернизация производства позволила опередить конкурентов по количеству и качеству продукции.
В 2022 году АО «Таткрахмалпатока» стало участником национального проекта «Производительность труда».
В текущем году завершилось строительство солодовни с годовой мощностью 6 тыс.тонн по сухому солоду. Стоимость проекта составила – 630 млн.руб..
По итогам 2022 года объем произведенной продукции составил 327,9 млн. руб., среднесписочная численность предприятия - 90 человек, фонд заработной платы – 63,9 млн.руб., среднемесячная заработная плата - более 59,0 тыс.руб.
2. Шеланговский кирпичный завод «Керамика-Синтез» – одно из старейших отечественных предприятий в начале 2023 года реорганизовано путем присоединения к ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов".
Благодаря автоматизации процессов и современным технологиям производства, кирпичный завод вышел на уровень мощностей в 15 миллионов единиц условного кирпича ежегодно.
Сегодня на заводе используется передовая технология «Фукс-ито» (интенсивная сушка и обжиг), оборудование ведущей фирмы Австрии, программное управление фирмы «Siemens». Все автоматические функции управления регулирования и контроля выполняются с помощью программного управления автоматически современными микропроцессорами системы «Симантик». Управление некоторыми операциями возможно производить с помощью кнопочных устройств (ручной режим). Для управления сушилами и печью предусмотрен монитор с клавиатурой, с их помощью обеспечивается визуальное управление процессом.
Продукция завода используется как для строительства частных малоэтажных домов и вспомогательных строений (гаражи, сараи, бани), так и для строительства многоэтажных жилых комплексов и производственных помещений.
Большое содействие предприятию оказано органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района в решении многолетней проблемы по приведению в соответствие с законодательством ранее построенного жилья для работников.
По итогам 2022 года объем произведенной продукции составил 188,67 млн. руб., среднесписочная численность предприятия - 98 человек, фонд заработной платы – 40,82 млн.руб., среднемесячная заработная плата - 34,7 тыс.руб.
3. Завод по производству катеров «Вельветте Марин», выпускающий 9 моделей, имеющий собственное конструкторское бюро и модельный участок, а также развитую дилерскую сеть по всей России и за ее рубежом.
В планах на ближайшие 3 года – расширение модельного ряда, увеличение объема производства, применение новых технологий формования.
Объем произведенной продукции в 2022 году составил 122 млн.руб., среднесписочная численность работников – более 58 человек, фонд заработной платы – 42 млн.руб., среднемесячная заработная плата – 50,0 тыс.руб.
4. Завод по переработке рыбы «Дивный берег», продукция которого широко представлена не только в Республике, но и далеко за ее пределами. С декабря 2017 года предприятие сосредоточило производство на новой площадке, для чего были построены новые производственные помещения.
В течение 2018 года на заводе шел процесс совершенствования технологий – в июне был введен в эксплуатацию новый корпус – цех копчения рыбы, закуплено несколько единиц современного оборудования.
Являются обладателями золотой медали «Продукт года 2019».
Наряду с производственной деятельностью ООО «Дивный берег» продолжает развивать свою розничную сеть «Осьминог» с созданием дополнительных рабочих мест.
Объем произведенной продукции в 2022 году составил 1369,2 млн.руб., среднесписочная численность работников – более 167 человек, фонд заработной платы – 94,2 млн.руб., среднемесячная заработная плата – 47 тыс.руб.
5. Научно-производственная фирма «Геоник», занимающаяся разработкой, производством и монтажом нефтепромыслового внутрискважинного оборудования. На сегодняшний день партнерами НПФ «Геоник» являются ведущие предприятия нефтяной промышленности, такие как ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл» и другие.
6. Ключищинский кирпичный завод ООО «ИнвестТорг» - несмотря на то, что в современном мире появились новые строительные материалы, основным строительным материалом остается керамический кирпич. Чтобы изготовить кирпич с соблюдением стандартов, технических условий, соблюдением всех требований и шагать в ногу со временем, требуется современное технологическое оборудование, умелое руководство и высококвалифицированные специалисты. Для выпуска высококачественного кирпича методом пластического формования в 2009 году запущен в эксплуатацию кирпичный завод с оборудованием испанской фирмы «SOLINSER».
Объем произведенной продукции в 2022 году составил 660,3 млн.руб., среднесписочная численность работников – 108 человек, фонд заработной платы – 71,7 млн.руб., среднемесячная заработная плата – 55,3 тыс.руб.
Одним из приоритетных направлений в районе остается сельское хозяйство.
Основанное в 2012 году, предприятие малого бизнеса ООО Агрофирма «Заря» является одним их лучших хозяйств республики, занимающееся животноводческой деятельностью, растениеводством, садоводством и питомниководством. В 2022 году проведена закладка яблоневого сада на площади 60,5 гектаров. На площади 14 га заложены ягодные культуры: черноплодная рябина и смородина, на площади 0,6 га земляника с капельным поливом.
Хозяйством введен в эксплуатацию кормоцентр, для подготовки качественных кормов, для дойных коров. Что позволило животноводам повысить надои молока. Строительство кормоцентра и укомплектование его технологическим оборудованием обошлось хозяйству 8 миллионов рублей.
Приобретен в лизинг зерноуборочный комбайн КЗС 1218 на сумму более 20 млн. рублей.
Общая сумма инвестиций в сельскохозяйственное производство по ООО «Агрофирма Заря» составила около 60 миллионов рублей.
С 2020 года в районе работает компания ООО «Август-Камское Устье». Основным направлением деятельности компании «Август» является выращивание зерновых и технических культур. В 2022 году посевная площадь составила 13726 га. Валовый сбор зерновых, зернобобовых составил 30372 тн. при урожайности 35,4 ц/га – лучший показатель района. Это около 58% от общего объема валового сбора зерновых, зернобобовых культур района.
В этом году в планах предприятия ввести в оборот еще около 1000 га ранее неиспользуемых земель, тем самым довести посевную площадь до 15000 га.
В текущем году завершилось строительство второй очереди зерносушильного комплекса мощностью 100 тн/ч. Стоимость проекта составила – 80 млн.руб..
В начале 2021 в районе начало свою сельскохозяйственную деятельность новое сельскохозяйственное предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Коргуза», расположенное в селе Коргуза. Направлениями предприятия являются растениеводческая и животноводческая деятельность.
С приходом данного предприятия было вовлечено в оборот 1102 га неиспользуемых земель, в 2023 году планируется ввести в оборот еще более 1000 га. В планах руководства предприятия увеличить посевную площадь до 6 тысяч гектаров, из них более 2 тысяч гектаров ввести в оборот ранее не обрабатываемые земли. Для этого предприятием были закуплены трактора и другая сельскохозяйственная техника, в этом году планируется приобретение зерноуборочных комбайнов и энергонасыщенных тракторов.
Показатели в животноводческой деятельности предприятия тоже на высоком уровне. Поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2023 года составило 1128 голов. Приобретено 451 голова племенных нетелей. За счет повышения продуктивности скота и увеличения племенного дойного стада коров, ожидается увеличение производства молока до 10 тонн в сутки. Для содержания крупного рогатого скота предприятием реконструированы животноводческие помещения.
Сумма инвестиций в агропромышленный комплекс составила более 200 млн. рублей.
Позитивные тенденции производства сельскохозяйственной продукции имеют малые формы хозяйствования. Так, увеличивается поголовье крупного рогатого скота, растет объем производства молока.
Поголовье КРС в КФХ, голов
Наименование КФХ |
2021 год |
2022 год |
Прокопьева А.И. |
949 |
955 |
Николаев С.А. |
102 |
102 |
Сибгатов Р.Г. |
70 |
70 |
Жестков А.В. |
114 |
115 |
Производство молока, тн.
Наименование КФХ |
2021 год |
2022 год |
Фатыхова А.З. |
170 |
1134,1 |
Николаев С.А. |
183,4 |
190,8 |
Сибгатов Р.Г. |
188,9 |
191,0 |
Жестков А.В. |
138,7 |
158,1 |
Положительным примером производства мяса крупного рогатого скота, является работа крестьянского фермерского хозяйства Прокопьевой Альфии Искровны, где среднесуточные привесы в среднем по году составили около одного килограмма.
Хозяйство из года в год ведет обновление племенных быков- производителей, в 2022 году закуплено 10 голов на сумму 1 млн. 47 тысяч рублей. На конец года поголовье крупного рогатого скота составило 955 голов. В планах довести поголовье до одной тысячи, произвести освоение новых пастбищ с установкой электропастуха для летнего выпаса с организацией поения.
В связи с увеличением поголовья скота, хозяйство инвестировало в строительство кормового стола и карды с автоматизированными поилками с автоподогревом на сумму 11 млн. рублей.
Среднемесячная заработная плата одного работника составила 31840 рублей.
В прошедшем году 3 крестьянских (фермерских) хозяйства приняли участие в грантовых программах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
По программе развития семейных ферм по направлению «Птицеферма на 60000 голов бройлеров» крестьянское (фермерское) хозяйство Шарафутдиновой Оксаны Сергеевны получило грант в размере 19 миллионов 734 тысяч рублей. На сегодняшний день идет строительство птицефермы, закупается оборудование.
В течение первого полугодия планируется завершить строительство птицефермы, завезти около 8000 голов птиц, и уже к концу года произвести около 20 тонн мяса.
Сфера сельского хозяйства поддерживается на всех уровнях власти. Верхнеуслонским муниципальным районом вышеназванным крестьянско-фермерским хозяйствам были выделены земельные участки, оказывается консультационная помощь по программам государственной поддержки, оказываемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Развитие потребительского рынка
Динамично развивается потребительский рынок, открываются новые и реконструируются существующие магазины. Создают дополнительные рабочие места сетевые магазины. Так на территории района осуществляют розничную торговую деятельность четыре сетевых магазина «Пятёрочка», три магазина «Магнит», «Бэхетлэ», «Верный» и «Фасоль». Не стоит на месте и сфера общественного питания, в пекарнях ООО «Милеш» и «Добропек» расширяется ассортимент, обновляется рецептура приготовления кондитерских изделий. Появляются новые кафе, улучшают свои интерьеры столовые.
В течение года на территории Верхнеуслонского муниципального района регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, что является поддержкой частных производителей в реализации продукции собственного производства и созданием дополнительного канала реализации продукции.
В апреле 2018 года на территории района был образован потребительский кооператив «Услонский». Благодаря поддержке министерства сельского хозяйства и продовольствия закуплены 2 автолавки, которые, согласно утвержденного графика, обеспечивают товарами первой необходимости жителей отдаленных населенных пунктов. В планах развитие заготовительной деятельности и расширение перечня оказываемых услуг.
Таблица
Наименование показателя |
2020г. |
2021г. |
2022г. |
Годовой оборот розничной торговли, млрд.руб. |
2,6 |
3,0 |
3,4 |
Развитие предпринимательства среди молодежи
Отсутствие в Верхнеуслонском муниципальном районе профессиональных учебных заведений и близкое расположение к столице Республики Татарстан влияет на отток трудоспособного населения, особенно среди молодежи. Дабы способствовать возвращению молодых специалистов, необходимо создавать комфортные условия проживания.
Так, в с. Верхний Услон, заложен фундамент строительства многоквартирного дома по условиям социальной ипотеки, в проекте строительство ещё 2-х домов в 2024-2028 годах. В перспективе строительство домов в с. Печищи, с.Шеланга и в с.Введенская Слобода по Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в 2019-2025 годах». Полным ходом идет строительство жилого комплекса «Квартал Ю-1» в городе Иннополис. Рядом с поселком Лесные Моркваши идет строительство жилого комплекса «Дольче Вита», 4 дома которого уже готовы к сдаче.
Для развития молодежного предпринимательства необходимо популяризировать предпринимательскую деятельность начиная со школьной скамьи, информировать о мерах государственной поддержки молодых предпринимателей.
Одним из инструментов образовательных курсов может стать проект «Фабрика предпринимательства», стартовавший в Республике Татарстан в декабре 2013 года. «Фабрика предпринимательства» – это обучающие мероприятия, реализованные Министерством экономики Республики Татарстан, Казанским (приволжским) федеральным университетом и Фондом поддержки и развития бизнеса «Фабрика предпринимательства», миссия которых заключается в вовлечении активной части населения Республики Татарстан в предпринимательскую деятельность посредством наставничества опытных бизнесменов, создания готовых бизнес-макетов и их тиражирование начинающим предпринимателям.
Участники проекта на протяжении 3 месяцев создают бизнес при поддержке экспертов и наставников, которые проводят для них мастер-классы и направляют их на пути создания бизнеса. Принять участие в проекте могут все желающие - школьники, студенты, те, кто уже работает где-либо и действующие предприниматели. Участие в проекте бесплатное.
МКУ «Отдел образования Верхнеуслонского района», директорам школ необходимо доводить информацию об имеющихся образовательных проектах до учащихся. А органам местного самоуправления, в лице отдела территориального развития Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района – до населения посредством публикации материалов на официальном сайте района, в районной газете «Волжская новь», размещения информации на информационных стендах.
Развитие промышленных площадок и привлечение резидентов
На территории Набережно-Морквашского сельского поселения создана промышленная зона, с выгодным месторасположением на федеральной трассе М-7 «Волга», в непосредственной близости от столицы республики, где за счет средств местного бюджета проведены сети водоснабжения, построены подъездные пути и на которой уже осуществляют свою деятельность ООО «Дивный берег», ООО «Вельветте Марин», ООО «НПФ Геоник».
Выручка по этим предприятиям составила за 2022 год более 1,5 миллиардов рублей, общая численность работающих на предприятиях составляет порядка четырехсот человек. Предприятия экспортно-ориентированы, поставляют свою продукцию далеко за пределы Республики Татарстан.
На этой же территории выделены участки для реализации бизнес проектов по оказанию логистических услуг, услуг автосервиса, производству железобетонных изделий, пластиковых окон, что позволило увеличить количество рабочих мест на 70 человек.
Вблизи с промышленной зоной начата реализация проекта «Индустриальный парк М-7 Услон», на котором планируется разместить 26 резидентов на площади 18 га. До конца 2023 года запланировано устройство дорожного основания. Основные работы планируется завершить в 2024 году.
Начата работа по созданию в районе еще одной промышленной площадки. Проект рассчитан до 2030 года, но первый промышленный корпус планируют построить и запустить уже в этом году. Инвестиции в его строительство составят 350 миллионов рублей. Промышленный парк будет представлять собой производственно-складской комплекс, включающий в себя офисно-административный блок для размещения резидентов, где они смогут заняться производственной или складской работой, а также размещать административный персонал. Использование данных площадей будет интересно небольшим компаниям и частным лицам — продавцам на маркетплейсах. Это возможность арендовать склад под хранение товара или производственные мощности.
Для дальнейшего развития территории, привлечения специалистов и сохранения рабочих мест, необходимо строительство арендного жилья. Для этого имеется земельный участок. За счет средств районного бюджета есть возможность подвести инженерные сети.
Во избежание аварийных ситуаций на оживленной трассе М-7-«Волга», необходимо создание условий для въезда и выезда большегрузных транспортных средств с территории, на которой расположены предприятия. В 2024 году начнётся строительство двух дополнительных полос автомобильной дороги Казань-Ульяновск на участке от М-7 до пересечения с М-12, что благоприятно скажется на пропускной способности трассы и существенно повлияет на бесперебойное и комфортное движение, а также на инвестиционную привлекательность района.
Программа для самозанятого населения
Начиная с 1 января 2019 года в Республике Татарстан был введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников. На 1 января 2023 года
Законопослушный индивидуальный предприниматель, и подпольно самозанятое лицо делают одну и ту же работу, оказывают одну и ту же услугу, с той лишь разницей, что первый это делает с уплатой налогов, а второй — теневым образом.
Как и во многих других районах Республики Татарстан на территории Верхнеуслонского района имеется самозанятое население. Диапазон направлений самозанятости довольно широк - услуги по ремонту помещений, парикмахерские услуги, швейные услуги, услуги маникюристов и многое другое.
Юридический статус самозанятого работника равен статусу ИП, вследствие чего он также может проводить рекламную компанию в социальных сетях и ряд других маркетинговых решений. При этом данные действия не будут считаться незаконной предпринимательской деятельностью. Одновременно, граждане, зарегистрированные как самозанятые, вправе получить документы, необходимые для предоставления льгот и гарантий, а также указать доход при потребности в кредитах на развитие своего дела.
Отделу территориального развития Исполнительного комитета необходимо доводить данную информацию до самозанятых граждан, консультировать по вопросам налогообложения.
4. Оценка инвестиционной привлекательности территории, направления развития предпринимательства и перечень конкретных мероприятий
Верхнеуслонский муниципальный район образован в октябре 1931 года, ранее он входил в состав Свияжского уезда Казанской губернии.
Район находится в северо-восточной части Приволжской возвышенности, на правом берегу реки Волга и ее притока реки Свияга. На севере и северо-западе район граничит с Зеленодольским муниципальным районом, на востоке через водораздел реки Волга – с Кировским районом г. Казань и Лаишевским муниципальным районом. На юге и юго-западе граничит с Камско-Устьинским, Апастовским и Кайбицким муниципальными районами.
Площадь Верхнеуслонского муниципального района составляет 130,3 тыс.га, в том числе покрытая лесом 23 тыс.га, земли сельскохозяйственного назначения составляют 84,8 тыс.га, в т.ч. пашни 54,1 тыс.га.
По своим природно-климатическим условиям район характеризуется умеренным континентальным климатом и переходом почвенно-растительных зон от леса к степи. Почвы района полностью используются в сельскохозяйственном производстве, ведущими отраслями которого являются молочное и мясное животноводство, выращивание зерновых и технических культур. Из полезных ископаемых в районе выделяются известняки, глины, доломиты, пески и песчаники.
Достоянием Верхнеуслонцев являются сохранившиеся до наших дней 24 памятника археологии, истории и архитектуры, наиболее значимые из которых – церковь Божьей Матери «радостей всех скорбящих» в д.Егидерево, храм в честь Положения Ризы Господней в Тихом Плесе и Макарьевская пустынь с собором Вознесения Господнего. Памятниками природы являются: «Клыковский склон», «Овраг Черемушки», «Каменный овраг», «Печищинский разрез» - любимый объект ученых не только России, но и всего мира.
Через район проходят две федеральные трассы: «М-7 «Волга» Москва – Н. Новгород - Казань - Уфа», и «Р-241 «Казань – Буинск - Ульяновск», которые обеспечивают перемещение потоков грузов и пассажиров в регионы Российской Федерации и внутри Республики Татарстан.
Одним из преимуществ территории является часовая транспортная доступность от г. Казань – одного из основных рынков сбыта производимой в районе продукции.
В настоящее время точкой экономического роста в области IT-технологий на территории района является Иннополис – самый новый город в России с уникальной городской экосистемой с современной жилой инфраструктурой, безопасной средой и широкими возможностями для образования и профессионального развития людей, работающих в сфере высоких технологий, с проектной численностью населения к 2030 году до 70 тысяч человек. Кроме того, для нашего района – это еще и дополнительный рынок сбыта производимой продукции местными товаропроизводителями.
Важной частью экосистемы Иннополиса и неотъемлемым элементом его инвестиционной привлекательности является Особая экономическая зона, где создаются наиболее благоприятные условия для успешного ведения бизнеса и эффективного развития проектов резидентов, которыми могут стать компании, специализирующиеся в разных сферах инновационной деятельности.
Уже сегодня в Иннополисе работает более 60 резидентов. Ежедневно в город приезжает порядка 3 тысяч человек.
Исходя из проведенного анализа текущей ситуации развития малого и среднего бизнеса и согласно утвержденной Стратегии социально-экономического развития Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года, Верхнеуслонский муниципальный район - это территория с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, центра семейного отдыха и оздоровления, производителя экологически чистой сельскохозяйственной продукции, а также высокотехнологичной продукции.
Для расширения экономической поддержки малых и средних предприятий необходимы: качественное улучшение информационно-методической базы, инвентаризация бездействующих складских, офисных и производственных площадей предприятий. Формирование реестров, разработка и распространение на этой основе различных экономических механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные условия по решения этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогооблажение, сертификация, лицензирование, нормативно-справочная информация.
Основные мероприятия Программы развития малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2023-2028 годы приведены в приложении 1.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Обеспечение ресурсами субъектов МСП осуществляется в следующих формах:
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Финансовая поддержка может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджета Верхнеуслонского муниципального района. Это может быть предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, иная финансовая помощь.
Так, например, органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района строятся дороги, подводятся коммуникации, решаются вопросы с выделением земельных участков, строится жилье для специалистов предприятий.
Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение или пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях.
На сайте Верхнеуслонского муниципального района размещен реестр инвестиционных площадок, которые могут быть переданы субъектам малого и среднего бизнеса.
Актуальным направлением информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является развитие систем навигации по реализуемым мерам государственной поддержки и доведения данной информации до предпринимателей.
На сайте Верхнеуслонского муниципального района создан раздел «Информация для инвесторов и предпринимателей», где размещается актуальная информация.
Периодически проводятся круглые столы, совещания, на которые приглашаются представители тех или иных служб, вопросы к которым возникают у предпринимателей.
Консультационная поддержка предусматривает проведение бесплатных консультаций специалистов, предоставляя помощь в решении юридических вопросов, связанных с реализацией предпринимательской деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета.
Задача органов местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти и набирать силу.
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Начиная с 2014 года на территории Верхнеуслонского муниципального района работает учебный центр профессиональной подготовки, где старшеклассники и работающая молодёжь могут овладеть профессией тракториста-машиниста, водителя внедорожных мото-транспортных средств категории А1. Умение управлять внедорожным мотосредством будет играть значимую роль в ведении фермерского хозяйства.
6. Оценка рисков, мероприятия по их снижению
Основным фактором, влияющим на результативность достижения целей и задач программы в ходе ее реализации, представляется финансовый фактор. Появление данного фактора обусловлено текущим состоянием экономики страны и района и как следствие ограничением возможностей местного бюджета.
К неблагоприятным внешним факторам, угрожающим надлежащему выполнению мероприятий и достижению цели Программы, можно отнести:
- факторы, связанные с нестабильностью действующего законодательства и текущей экономической ситуацией;
- колебания рыночной конъюнктуры, цен и тарифов на товары и услуги;
- слабая дифференциация экономики в условиях доминирующих сырьевых секторов;
- недостаточность и несвоевременность информации, наличие неопределенности;
- снижение привлекательности малого бизнеса как сферы деятельности;
- снижение уровня обеспеченности малого предпринимательства соответствующей инфраструктурой поддержки;
- снижение темпов экономического роста, ускорения инфляции, снижение уровня платежеспособности населения.
Мероприятия по снижению рисков:
- поддержание деловой активности предпринимательского сообщества;
- своевременное информирование бизнеса о мерах государственной поддержки;
- привлечение к участию в государственных программах, конкурсах;
- привлечение к повышению деловой грамотности;
- мониторинг вариантов и способов инфраструктурной поддержки бизнеса в рамках полномочий органов местного самоуправления;
- бюджетное финансирование.
7. Планируемая экономическая эффективность Программы, управление и контроль за реализацией программных мероприятий
Основным результатом от реализации Программы является получение социально-экономического эффекта, вследствие обеспечения благоприятных условий для создания, развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан.
Благодаря росту экономической активности малых и средних предприятий можно будет ожидать увеличения занятости населения, появления новых рабочих мест, возрастания доли малых и средних предприятий.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей программой, предполагается:
- улучшение условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
- поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание в районе новых рабочих мест и обеспечение занятости населения района;
- увеличение доходной части районного бюджета в результате обеспечения эффективного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- насыщение товарного рынка района конкурентоспособными товарами и услугами;
- повышение уровня специальной и общеобразовательной подготовки работников сферы малого и среднего предпринимательства.
Таблица
Показатели |
2023* (оценка) |
2024 (прогноз) |
2025 (прогноз) |
2026 (прогноз) |
2027 (прогноз) |
2028 (прогноз) |
Число субъектов МСП, единиц |
923 |
935 |
950 |
970 |
985 |
1000 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций,% |
27,5 |
27,6 |
27,7 |
27,8 |
27,9 |
28,0 |
Среднемесячная заработная плата МСП, руб. |
90000,0 |
91500,0 |
93000,0 |
94000,0 |
95000,0 |
96000,0 |
Оборот МСП, млн.руб. |
8611,7 |
8800,0 |
9000,0 |
9200,0 |
9350,0 |
9500,00 |
Доля субъектов МСП в ВТП, % |
34,2 |
34,3 |
34,5 |
34,6 |
34,8 |
35,0 |
Доля конкурентных закупок, участниками которых являются субъекты МСП, % |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
Отдел территориального развития Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района осуществляет организацию, координацию и контроль за ходом работ по выполнению Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
8. Имущественная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района по развитию малого и среднего бизнеса.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП будет способствовать вовлечению муниципального имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса, и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
Для субъектов МСП предусмотрена реализация преимущественного права выкупа муниципального имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП на территории Верхнеуслонского муниципального района строится на следующих принципах:
информационная открытость (транспарентность): размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» информации об имуществе, включенном в реестр муниципального имущества Верхнеуслонского муниципального района, об имуществе, включенном в Перечень, о правовых актах, регулирующих оказание имущественной поддержки и проектах таких актов, о проведении рекламных и информационных кампаний по продвижению имущества для субъектов МСП;
равный доступ субъектов МСП к получению имущественной поддержки: соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП;
приоритетность включения в Перечень имущества, поступившего в муниципальную собственность, вновь выявленного, а также неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению, за исключением случаев, если использование такого имущества необходимо для размещения органов местного самоуправления или муниципальных организаций для решения вопросов местного значения.
ежегодное дополнение Перечня новыми объектами с целью замещения имущества, в отношении которого реализовано преимущественное право субъектов МСП на выкуп арендуемого муниципального имущества;
востребованность имущества, включенного в Перечень: недопустимость включения в Перечень имущества, которое не может быть предоставлено субъектам МСП в долгосрочную аренду либо не может быть использовано ими для ведения предпринимательской деятельности;
использование частной инициативы для улучшения технического и санитарного состояния муниципального имущества за счет средств арендатора с возмещением ему понесенных расходов в одной из форм, разрешенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной в нормативных правовых актах Верхнеуслонского муниципального района;
вовлечение в арендные отношения максимально возможного количества включенного в Перечень имущества путем предложения его субъектам МСП на торгах на право заключения договора аренды, применения заявительного принципа при инициировании проведения таких торгов, а также предоставления без проведения торгов в рамках муниципальных преференций в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Нормативное правовое обеспечение оказания имущественной поддержки субъектам МСП основано на положениях статьи 18 Закона № 209-ФЗ. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2018 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее –Закон № 185-ФЗ) в Перечни могут включаться земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями. Указанный Федеральный закон с 3 июля 2018 года перевел на бессрочную основу действие преимущественного права выкупа субъектами МСП по рыночной стоимости арендуемого ими муниципального недвижимого имущества.
Выявление и подбор муниципального имущества для дополнения Перечня требует скоординированной работы рабочей группы по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан.
Рабочая группа примет участие в проводимой на ежегодной основе уполномоченными органами инвентаризации муниципального имущества, включая: имущество казны, имущество, закрепленное на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за муниципальными учреждениями, предприятиями (далее – МУ, МУП), земельные участки, в том числе муниципальная собственность на которые не разграничена. С участием указанных рабочих групп будет проведен анализ состава имущества Верхнеуслонского муниципального района, при этом будут рассмотрены следующие массивы данных:
– реестры муниципальной собственности;
– результаты работы по выявлению земельных участков, в том числе муниципальная собственность на которые не разграничена, по их формированию и постановке на кадастровый учет;
– результаты работы по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости, по признанию права собственности на них;
– сведения о поступлении в муниципальную собственность выморочного имущества (за исключением жилых помещений и предметов, срок полезного использования которых составляет менее пяти лет);
– результаты работы балансовых (контрольно-ревизионных) комиссий по итогам финансово-хозяйственной деятельности МУП;
– результаты работы бюджетно-финансовых комиссий в отношении деятельности МУ.
Сведения об объектах муниципального имущества подлежат актуализации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в семидневный срок с даты регистрации ограничения (обременения) прав на объект недвижимого имущества или прекращения права собственности на указанный объект.
Одновременно с реализацией вышеуказанных мероприятий Рабочая группа исследует Перечень на предмет наличия в нем имущества, не востребованного субъектами МСП. В случае, если по объекту на протяжении двух лет с даты включения в Перечень не поступило ни одной заявки от субъекта МСП и объявленные в этот период торги на право заключения договора аренды признаны несостоявшимися более двух раз, могут быть подготовлены предложения об исключении такого имущества из Перечня.
Целью работы по предоставлению муниципального имущества, включенного в Перечень, является заключение максимально возможного количества договоров аренды в срок не позднее года с даты включения имущества в Перечень. Для достижения этой цели будут реализованы следующие шаги:
– предоставление потенциальным арендаторам информации об имуществе, включая фотографии, техническую документацию, а также материалы рекламного характера;
– проведение ежегодных информационных кампаний для субъектов МСП по имуществу на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– применение заявительного принципа при принятии решения о проведении торгов по предоставлению имущества в аренду;
– разработка и предоставление субъектам МСП методических материалов по участию в торгах и процедурах предоставления имущества без проведения торгов.
Приложение №1
к Программе развития малого и
среднего предпринимательства в
Верхнеуслонском муниципальном
районе Республики Татарстан
на 2024-2028 годы
Основные мероприятия Программы развития малого и среднего предпринимательства
в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024-2028 годы
Наименование задачи
|
Наименование основных мероприятий |
Исполнитель программных мероприятий |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Источники финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Проведение информационной компании |
|
|
|
|
|
1.1 Размещение информации о мероприятиях по поддержке МСП на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
1.2 Информационное сопровождение мероприятий, проводимых в сфере поддержки и развития МСП |
Исполнительный комитет, редакция газеты «Волжская новь» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
1.3 Распространение передового опыта работы представителей МСП, создание положительного имиджа предпринимателя через СМИ |
Исполнительный комитет, редакция газеты «Волжская новь» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
1.4 Доведение информации до населения о специальном налоговом режиме для самозанятых граждан |
Исполнительный комитет, ГБУ «Центр занятости населения» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
2. Проведение консультационных мероприятий |
|
|
|
- |
|
2.1 Организация «круглых столов», рабочих встреч предпринимателей с руководителями и специалистами Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района, иными заинтересованными службами |
Исполнительный комитет, ГБУ «Центр занятости населения», налоговая служба, отделение пенсионного фонда, министерства, ведомства Республики Татарстан |
Апрель-сентябрь, декабрь 2024-2028 |
- |
|
2.2 Изучение новых востребованных услуг населением и предпринимателями района, предложение организации таких услуг предпринимателям |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
2.3 Бесплатная консультация в решении юридических вопросов, вопросов бухгалтерского учёта, налогообложения. |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
3. Создание инфраструктуры для развития МСП |
|
|
|
- |
|
3.1 Содержание в актуальном состоянии реестра инвестиционных площадок и размещение его на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
3.2 Создание промышленной площадки |
Исполнительный комитет, МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского муниципального района РТ» |
2024 |
- |
|
3.3 Строительство арендного, ипотечного жилья для специалистов |
Исполнительный комитет, сельские поселения района, НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
3.4 Строительство двух дополнительных полос автомобильной дороги Казань-Ульяновск на участке от М-7 до пересечения с М-12 |
ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» |
2024 |
- |
|
3.5 Организация сельскохозяйственных ярмарок, выставок |
Исполнительный комитет, УСХиП Верхнеуслонского района |
Весна, осень 2024-2028 |
- |
|
3.6 Строительство Индустриального парка «М-7 Услон» |
ООО «Индустриальный парк М-7 Услон» |
2024 |
|
|
3.7 Наполнение резидентами Индустриального парка «М-7 Услон» |
Исполнительный комитет, ООО «Индустриальный парк М-7 Услон» |
Ежегодно 2024-2028 |
|
|
3.8 Строительство производственно-складского комплекса, включающий в себя офисно-административный блок для размещения резидентов |
Исполнительный комитет, инвесторы |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
3.9 Наполнение резидентами технопарка ОЭЗ «Иннополис» |
ОЭЗ «Иннополис» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
3.10 Привлечение субъектов МСП к участию в муниципальных закупках |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
3.11 Осуществление мероприятий по поддержке социального предпринимательства |
Исполнительный комитет, МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского муниципального района РТ» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
4. Содействие в подготовке и переподготовке кадров |
|
|
|
- |
|
4.1 Распространение информации о действующих образовательных курсах |
Исполнительный комитет, СМИ, |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
4.2 Привлечение предпринимателей к участию в образовательных программах по обучению и повышению квалификации |
Исполнительный комитет, |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
4.3 Привлечение молодёжи к предпринимательской деятельности. Доведение информации об имеющихся образовательных проектах до учащихся, таких как «Фабрика предпринимательства», «Бизнес класс» |
Исполнительный комитет, |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
4.4 Расширение спектра профессий в учебном центре профессиональной подготовки |
МКУ «Отдел образования» |
2026 |
- |
5.Поддержка инициатив субъектов МСП |
|
|
|
- |
|
5.1 Устранение административных барьеров, препятствующих развитию МСП |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
5.2 Содействие субъектам МСП в обеспечении земельными участками, нежилыми помещениями, для развития производственной деятельности |
Исполнительный комитет, МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского муниципального района РТ» |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
5.3 Привлечение субъектов МСП к участию в конкурсах, выставках, иных мероприятиях |
Исполнительный комитет, УСХиП Верхнеуслонского района |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
5.4 Развитие и сохранение народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, экотуризма |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
5.5 Содействие в продвижении продукции МСП |
Исполнительный комитет, УСХиП Верхнеуслонского района |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
6.Организационные мероприятия |
|
|
|
- |
|
6.1 Мониторинг деятельности субъектов МСП |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
6.2 Мониторинг мнения предпринимательского сообщества |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
- |
|
6.3 Проведение встреч руководства района с предпринимательским сообществом |
Исполнительный комитет |
Ежегодно 2024-2028 |
|