Заслушав отчет председателя Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района Хурматуллиной Л.И. о работе Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2021 год,
Совет
Верхнеуслонского муниципального района
решил:
1. Отчет председателя Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района о работе за 2021 год принять к сведению.
2. Признать деятельность Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района удовлетворительной.
3. Контрольно-счетной Палате Верхнеуслонского муниципального района:
- продолжить работу по профилактике и предупреждению нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе усилить контроль за распоряжением и использованием муниципального имущества;
- проводить мониторинг национальных проектов и содействие совершенствованию механизмов реализации нацпроектов на всех уровнях бюджетной системы;
- обеспечить полноту и своевременность принятия мер по нарушениям, выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий;
- активизировать работу по реализации полномочия по привлечению лиц, допустивших финансовые нарушения, к административной и дисциплинарной ответственности;
- продолжить работу по исполнению в полном объеме полномочий в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- принять меры, направленные на внедрение цифровизации в деятельность Контрольно-счетной Палаты.
4. Разместить настоящее решение на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района.
Председатель Совета,
Глава Верхнеуслонского
муниципального района М.Г. Зиатдинов
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной Палаты
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан в 2021 году
Контрольно-счетная Палата Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан действует согласно положению, утвержденному решением Совета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. Имеет статус юридического лица. Штатная численность -1 единица.
Контрольно-счетной Палатой Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту –Контрольно-счетная Палата) в 2021 году осуществлялась контрольно - ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность, которая основывалась на годовом плане работы. Основные показатели деятельности КСП за период с 2019 по 2021 г.г. представлены в таблице (в тыс. рублей).
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
---|---|---|---|
I. Контрольно-ревизионная деятельность |
|
|
|
Общее количество проведенных контрольных мероприятий, ед. |
8 |
11 |
8 |
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий, ед. |
8 |
11 |
17 |
Выявленный объем финансовых нарушений, тыс. руб. |
22350,6 |
29618,9 |
7328,2 |
в том числе |
|
|
|
- нецелевое использование бюджетных средств, тыс. руб. |
0 |
699,4 |
0 |
- неэффективное использование бюджетных средств, тыс. руб. |
336,6 |
1261,8 |
442,34 |
II. Экспертно-аналитическая деятельность |
|
|
|
Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий, в том числе |
49 |
57 |
48 |
-подготовлено экспертных заключений |
44 |
45 |
45 |
-подготовлено аналитических записок |
5 |
12 |
3 |
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
|
|
|
Количество материалов (актов), направленных в правоохранительные органы, ед. |
12 |
16 |
11 |
Направлено представлений и предписаний |
6 |
6 |
6 |
Возмещено средств в бюджет и устранено нарушений, всего, тыс. руб. |
19892,2 |
26360,8 |
6128,42 |
В 2021 году Контрольно-счетной Палатой проведено 56 мероприятий, из них 8 контрольно-ревизионных и 48 экспертно-аналитических мероприятий.
Общий объем выявленных нарушений финансово-бюджетного законодательства составил 7328,2 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование средств бюджета на сумму 442,34 тыс. рублей.
Информация о результатах контрольных мероприятий представлялась главе и в Совет Верхнеуслонского муниципального района.
Устранено нарушений на общую сумму 6128,42 тыс. рублей. Бюджетными учреждениями представлены письменные ответы о приятых мерах по устранению выявленных нарушений с приложениями копий документов.
В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Прокуратурой Верхнеуслонского района и Контрольно-счетной Палатой Верхнеуслонского муниципального района по вопросам, связанным с выявлением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере Контрольно-счетной Палатой направлены в Прокуратуру Верхнеуслонского района материалы по результатам 8 контрольных и трех экспертно- аналитических мероприятий.
Прокуратурой Верхнеуслонского района внесено 11 представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности 9 должностных лиц.
Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно – аналитическая деятельность Контрольно-счетной Палаты направлена на обеспечение контроля исполнения бюджета Верхнеуслонского муниципального района и подготовку заключений на проекты бюджета района на очередной финансовый год и плановый период, а также на подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.
В 2021 году проведено 48 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых были подготовлены заключения Контрольно-счетной Палаты. В том числе подготовлено: 21 заключение по результатам внешней проверки исполнения бюджетов района, сельских поселений и города Иннополис за 2020 год; по результатам внешней проверки исполнения бюджета района за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2021 года, заключения на проекты бюджетов на очередной финансовый 2022 год и плановый период 2023-2024 годов Верхнеуслонского муниципального района в целом, 19 сельских поселений и бюджет города Иннополис.
При подготовке заключений на проекты решений о бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов как в целом по району, так и по сельским поселениям рассматривалось соответствие проекта решения действующему законодательству, основные характеристики бюджета, резервы увеличения собственных доходов бюджета, распределение бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения, анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития Верхнеуслонского муниципального района на 2022-2024 годы.
Проект бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2022 год сформирован по доходам в сумме 687741,72 тыс. рублей и расходам в сумме 687741,72 тыс. рублей, прогноз по доходам и расходам на 2023 год по 682687,72 тыс. рублей, прогноз по доходам и расходам на 2024 год по 687316,52 тыс. рублей. Проект бюджета сбалансирован – расходы бюджета равны его доходам.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2022 год прогнозируются в сумме 183037,6 тыс. рублей или 26,6 % от общего объема доходов, на долю безвозмездных поступлений приходится 73,4 % (504704,12 тыс. рублей) от общего объема доходов. Удельный вес безвозмездных поступлений в 2023-2024 годах в общей сумме доходов бюджета составит соответственно по годам 70,5 % (481125,32 тыс. рублей), 68,4 % (470370,02 тыс. рублей).
В структуре расходов бюджета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году наибольший удельный вес в общей сумме затрат, как и в 2021 году, приходится на раздел «Образование» - 61,9%, в 2023 году на «Образование» - 63,9 %, в 2024 году «Образование» -65,1%.
В ходе подготовки заключений были отмечены замечания редакционного характера, которые устранены при доработке проекта бюджета.
В рамках последующего контроля в соответствии с требованием статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 97.3 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Контрольно– счетной Палатой в марте отчетного года проведена внешняя проверка годовой отчетности об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района за 2020 год и внешняя проверка отчетов об исполнении бюджетов 19 сельских поселений и города Иннополис за 2020 год (по соглашениям).
В заключениях по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района за 2020 год было отмечено, что в целом показатели Отчета об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района за 2020 года соответствуют фактическому исполнению и согласованы с другими формами годовой бюджетной отчетности.
В 2020 году бюджет Верхнеуслонского муниципального района при плане доходов 654150,0 тыс. рублей, план по расходам составил 698534,4 тыс. рублей с дефицитом 44384,0 тыс. рублей. За отчетный год бюджет по доходам фактически составил 663744,8 тыс. рублей, по расходам составил в сумме 659790,7 тыс. рублей с профицитом 3954,1 тыс. рублей.
Фактическое исполнение бюджета муниципального района за 2020 год по доходам составило 101,5 % к уточненному плану, по расходам – 94,5 % к уточненному плану.
Заключения Контрольно – счетной Палаты по итогам внешней проверки отчетов направлены в Совет района, в Советы сельских поселений и мэрию города Иннополис.
Контрольно-ревизионная деятельность
В 2021 году Контрольно-счетной Палатой проведено 8 контрольно- ревизионных мероприятий, проверено семь бюджетных учреждений и десять муниципальных унитарных предприятий.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения финансово – бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств на общую сумму 7328,2 тыс. рублей, в том числе по видам нарушений:
- неэффективная деятельность при использовании бюджетных средств – 442,34 тыс. рублей;
-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом- 5142,2 тыс. рублей.
- нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставление бухгалтерской отчетности- 1743,66 тыс. рублей;
В общей сумме нарушений, выявленных в отчетный период, наибольший удельный вес (70,2%) занимают нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом.
В соответствии с планом работы на 2021 год контрольные мероприятия по вопросам целевого и эффективного использования бюджетных средств проведены в Исполнительных комитетах Введенско-Слободского, Коргузинского, Шеланговского, Кильдеевского, Вахитовского сельского поселения, а также муниципального бюджетного учреждения «Градорегулирование и инфраструктурное развитие Верхнеуслонского муниципального района» и муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан».
В проверенных учреждениях на балансовом учете числятся основные средства, которые долгое время не эксплуатируются, ремонту не подлежащие, морально устаревшие. Так, в Кильдеевском сельском поселении (д.Харино) не востребован жилой фонд в количестве шести домов, в с.Коргуза -здание старого ФАП, в Кызыл Байраке- здание сельского клуба. Или же наоборот объекты своевременно не приняты на баланс (например, в Ташевке не учтен памятник воинам ВОВ). Дополнительной нагрузкой для бюджетов сельских поселений и муниципальных унитарных предприятий стала оплата штрафных сумм и пени, в том числе за несвоевременно сданную налоговую отчетность. Допущены нарушения при списании товарно-материальных ценностей, в том числе ГСМ.
В августе и декабре отчетного года проведено экспертно-аналитическое мероприятие по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд заказчиками Верхнеуслонского муниципального района. Особое внимание при проведении контрольных мероприятий уделялось выявлению факторов коррупционной направленности. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе несоблюдение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, не своевременное размещение в информационной системе информации о контракте, не проведение претензионной работы за несвоевременное выполнение муниципальных контрактов.
В рамках действующего соглашения о взаимодействии со Счетной палатой Республики Татарстан Контрольно-счетной Палатой района в отчетном периоде внепланово проведено контрольное мероприятие по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Верхнеуслонского муниципального района за период с 01.01.2020 г. по 01.07.2021 г. Объекты проверки: МУП «Нижний Услон», МУП «Макулово», МУП «Куралово», МУП «Коргуза», МУП «Волжанка», МУП «Октябрьский», МУП «Шеланга», МУП «Татарское Бурнашево», МУП «Вахитово», МУП «Печищи».
По требованию прокуратуры района в марте 2021 года Контрольно-счетной Палатой проведены внеплановые проверочные мероприятия в сфере закупок при заключении и исполнении договоров на выполнение работ при формировании инфраструктуры для массового спорта в органах местного самоуправления и организациях физической культуры и спорта Верхнеуслонского муниципального района за период 2020-истекший 2021 г.г.
Так же на основании требования прокуратуры Верхнеуслонского района в ноябре 2021 года проведены проверочные мероприятия по вопросам соблюдения бюджетного законодательства и целевого использования бюджетных средств, направленных из бюджетов различных уровней, для финансирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верхнеуслонский детский сад Берёзка» за период с 01.01.2020 г. по 01.11.2021 г.
В рамках полномочий Контрольно-счетной Палатой для подготовки ответа по обращению граждан проведены проверочные мероприятия в Исполнительном комитете Вахитовского сельского поселения по вопросу целевого использования средств самообложения 2020 года на ремонт системы водоснабжения и по вопросу осуществления закупок для нужд Исполнительного комитета города Иннополис.
По обращению Казанской Межрайонной природоохранной прокуратуры в апреле 2021 года проведены внеплановые проверочные мероприятия по вопросу законности и результативности использования средств бюджета Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и Кильдеевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района в связи с исполнением имеющихся судебных решений и исполнительных производств.
Иная деятельность
В течение отчетного периода осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности со Счетной палатой Республики Татарстан, контрольно-счетными органами муниципальных районов Республики Татарстан, органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района.
В рамках работы Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан Палате оказывается организационная, правовая, методическая, информационная поддержка. Ежемесячно Контрольно-счетной Палатой информация о деятельности представлялась в Счетную палату РТ. Председатель Контрольно-счетной Палаты принимала участие в работе заседаний Совета муниципальных контрольно-счетных органов Республики Татарстан в режиме видеоконференций, в заседаниях Совета Верхнеуслонского муниципального района, в публичных слушаниях по рассмотрению отчета об исполнении бюджета за 2020 год и по рассмотрению проекта бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2022 год и плановый период 202-2024 годов, заседаниях районной комиссии по координации работы по противодействию коррупции.
Кроме того, в течение года проводилась работа по выполнению запросов и поручений Совета и Исполнительного комитета района.
Информация о деятельности Контрольно-счетной Палаты в отчетном году размещалась на портале Верхнеуслонского муниципального района (http://verhniy-uslon.tatarstan.Ru).
В целях реализации задач, возложенных на Контрольно-счетную Палату, в 2022 году планируется в качестве приоритетных направлений деятельности:
1. Продолжить работу по профилактике и предупреждению нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе усилить контроль за распоряжением и использованием муниципального имущества.
2. Мониторинг национальных проектов и содействие совершенствованию механизмов реализации нацпроектов на всех уровнях бюджетной системы.
3. Для максимальной реализации итогов проверок, повышения результативности работы необходимо:
- обеспечить полноту и своевременность принятия мер по нарушениям, выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий;
- активизировать работу по реализации полномочия по привлечению лиц, допустивших финансовые нарушения, к административной и дисциплинарной ответственности.
4. Продолжить работу по исполнению в полном объеме полномочий в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5.Внедрение цифровизации в деятельность Контрольно-счетной Палаты.
Председатель Контрольно-счетной Палаты
Верхнеуслонского муниципального района Л.И.Хурматуллина