О работе Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год
Заслушав и обсудив информацию председателя Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района Е.Е. Колесовой о работе Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год,
Совет
Верхнеуслонского муниципального района
решил:
1. Отчет о работе Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год принять к сведению.
2. Деятельность Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год признать удовлетворительной.
3. Финансово-бюджетной Палате Верхнеуслонского муниципального района:
- обеспечить эффективное использование бюджетных средств, исполнение плановых назначений бюджета по доходам, а также не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечить качественное исполнение консолидированного бюджета с соблюдением бюджетного законодательства;
- при формировании проекта бюджета района на последующие годы обобщать информацию о необходимых затратах для исполнения требований контрольно-надзорных органов и дальнейшего направления заявки на дополнительное финансирование в Министерство финансов Республики Татарстан;
- продолжить работу по мониторингу погашения налоговой задолженности в консолидированный бюджет Республики Татарстан.
4. Разместить отчет о работе Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района.
Председатель Совета,
Глава Верхнеуслонского
муниципального района М.Г.Зиатдинов
Отчет о работе Финансово-бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год
В 2022 году деятельность Финансово–бюджетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района, как и в прежние годы была направлена на реализацию задач бюджетной политики, ориентированной на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение результативности и эффективности бюджетных расходов.
Бюджетная политика проводилась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
В течении всего года велась работа по обеспечению поступления доходов в местный бюджет.
Первоначальное задание по налоговым и неналоговым доходам в сумме 406,5 млн. рублей исполнено на 136 процентов, в течении года доходная часть бюджета по собственным доходам была уточнена на 49 млн. 987 тысяч рублей и фактическое исполнение уточненного плана за 2022 год составило 121,7 %. План по налогам выполнен на 121,6 %. На исполнение плана по отдельным налоговым доходам положительно повлияла деятельность межведомственной комиссии при Исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района по погашению задолженности по налогам и сборам, в работе которой участвовали представители Финансово-бюджетной Палаты. В рамках работы комиссии осуществлялся контроль за уплатой текущих платежей и налоговой задолженности предприятиями района, регулярно проводилась индивидуальная работа с руководителями предприятий по платежам в бюджет района и республиканский бюджет. За отчетный период погашено текущей и просроченной задолженности по налогам в консолидированный бюджет Республики Татарстан более 233,5 миллионов рублей. Мониторинг погашения задолженности по налогам в разрезе неплательщиков ведется Финансовой Палатой в еженедельном режиме в программном комплексе «БарсВебСводы», результаты работы регулярно обсуждаются на видеоконференциях, организованных Министерством финансов Республики Татарстан.
С октября по декабрь 2022 года в Республике Татарстан был организован мониторинг уплаты имущественных налогов, который проводился Финансово-бюджетной Палатой также в еженедельном режиме. Собираемость по данным налогам составила 86 %, (для сравнения в прошлом году собираемость была 90,9 %), недополучено в бюджетную систему Республики Татарстан 7,5 млн. рублей, это значит, что работа будет продолжена в части сбора задолженности.
Налоговая задолженность без учета банкротных предприятий в консолидированный бюджет Республики Татарстан по должникам Верхнеуслонского муниципального района по состоянию на 1 января 2023 года по сравнению с показателем на 1 января 2022 года значительно увеличилась почти в 2 раза или на 25 млн. 783 тыс. руб. и составила 52 млн. 369 тысяч рублей за счет задолженности по пеням и штрафам ООО «Феникс» - бывшей организации-банкрота ООО «Клюкер» (24705,7 т.р.). Сумма недоимки в консолидированный бюджет Республики Татарстан на 1 января 2023 года уменьшилась по сравнению с началом 2022 года на 3 млн. 231 тыс. рублей и составила 15 миллионов 490 тысяч рублей, в том числе по платежам физических лиц – 12 миллионов 450 тысяч рублей. Обращаю внимание на то, что по сравнению с началом года снижение недоимки по имущественным налогам физических лиц за 11 месяцев составило более чем на 7 млн. руб. (7803 т.р.). Информация изменения недоимки представлена на слайде.
В 2023 году, учитывая заключенные районом соглашения по финансово-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, на это направление работы необходимо обратить особое внимание и продолжить работу по погашению задолженности по налогам во все уровни бюджетной системы Республики Татарстан.
С целью своевременного поступления средств и качественного исполнения бюджета Финансово-бюджетной Палатой ведется постоянный контроль правильности зачисления администрируемых доходов, работа с плательщиками и уточнение невыясненных платежей. В 2022 году направлено в Управление федерального казначейства по Республике Татарстан 253 уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (в 2020 – 526, 2021 - 352). По состоянию на 1 января 2023 года по доходам, поступившим в местный бюджет и администрируемым Финансово-бюджетной Палатой, имеется одно невыясненное поступление на сумму 14,6 тыс. руб., которое поступило 29 декабря 2022 года и не является по назначению доходом местного бюджета. Данная сумма возвращена плательщику 11 января 2023 года.
В рамках реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Приказа Федерального казначейства от 12.05.2017 №11н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» Финансово-бюджетная Палата как администратор доходов бюджетов Верхнеуслонского муниципального района совместно с исполнительными комитетами поселений и ответственными исполнителями административных комиссий района осуществляет начисление платежей в информационном ресурсе ГИС ГМП. В 2022 году согласовано 4178 начислений по доходам на сумму 7 миллионов тысячи рублей (2020 год – 8182 – 10257 т.р., 2021 год – 5953 – 7704 т.р.), в том числе 3744 начисления на сумму 2391,5 т.р. по средствам самообложения граждан (2020 – 7457, 2021 - 5501).
Удельный вес межбюджетных трансфертов в структуре доходов консолидированного местного бюджета составил в 2022 году 43,5 % (для сравнения он составлял в 2020 году – 57,5 %, в 2021 году – 49,6 %).
Полученные средства были направлены на осуществление отдельных государственных полномочий Верхнеуслонского муниципального района и софинансирование социально-значимых вопросов местного значения.
Сложившийся объем финансовых ресурсов позволил обеспечить финансирование расходных обязательств района и переданных отдельных государственных полномочий Республики Татарстан.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на 2022 год, были сформированы исходя из реализации первоочередных задач, необходимых для обеспечения социальной и экономической стабильности в районе. Доведены бюджетные лимиты в программном продукте АЦК «Финансы» по учреждениям муниципального района, по 19 сельским и 1 городскому поселению. Роспись сформирована своевременно. Финансирование осуществлялось по 51 бюджетному, 5 казенным учреждениям, 27 органам местного самоуправления.
Общий объем фактических расходов консолидированного местного бюджета за 2022 год составил 979 млн. рублей при уточненном плане в 1 млрд. 12,5 миллионов рублей. Исполнение расходной части бюджета составило 96,7 % (в 2019 году – 96,0 % в 2020 году – 93,7 %, в 2021 году – 97 %). В течение года расходная часть увеличена по отношению к утвержденному плану на 262 млн. руб. Исполнение плановых показателей к утвержденному плану составило 130 %. В 2022 году только по районному бюджету подготовлено и согласовано с Минфином Республики Татарстан 7 проектов решений Совета Верхнеуслонского муниципального района о внесении изменений в районный бюджет. В течении 2022 года при исполнении бюджета было проведено 6 тысяч 937 уведомлений об изменении бюджетных назначений по расходам по различным основаниям, по разделам, подразделам, статьям экономической классификации, что на 210 уведомлений меньше, чем в 2021 году (для сравнения в 2020 году – 6630, в 2021 году - 7147).
Сохранилась социальная направленность бюджета района. Основная часть бюджетных средств направлена на финансирование расходов социально-культурной сферы. Расходы по разделам «образование», «культура», «физкультура и спорт» и «социальная политика» составляют 64 % от общей суммы расходов консолидированного местного бюджета.
В процессе исполнения бюджета на особом контроле находятся вопросы соблюдения платежной дисциплины муниципальными бюджетными учреждениями. Выплата заработной платы в бюджетных организациях и оплата коммунальных услуг является первоочередными видами расходов, в связи с этим Финансово–бюджетной Палатой проводится постоянный мониторинг задолженности по этим статьям. В течении года принимались меры, чтобы адолженности не допускалось.
Всего на выплату заработной платы с начислениями за счет бюджетных средств направлено более 579 млн. рублей (в 2020 – 456 млн. руб., в 2021 – 499 млн. руб.), что составляет 59 % в общем объеме произведенных расходов местного бюджета. На оплату коммунальных услуг направлено 7 % расходов в объеме 67 миллионов рублей (в 2018 году – 50, в 2019 – 53, в 2020 – 53, 2021 - 60).
На расходы по увеличению стоимости основных средств направлено 20 млн. рублей (2019 – 15, 2020 – 15, 2021 - 20).
Бюджетная отчетность составляется и представляется на бумажных носителях и в программном комплексе «Барс Веб Своды». Формирование отчетности осуществляется из единой системы бухгалтерского учета.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении местного бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств района, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, обеспечить подотчетность деятельности администраторов бюджетных средств, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.
В отчетном периоде осуществлялся учет, финансирование, контроль использования межбюджетных трансфертов, а также составление отчетности и представление в Министерство финансов Республики Татарстан и другие министерства ежемесячных и ежеквартальных отчетов об использовании собственных доходов, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, выделяемых району из бюджета Республики. Финансово – бюджетной Палатой контролировалось предоставление и расходование средств не только учреждениями района, но и поселениями, оказывалась методологическая помощь по возникающим вопросам.
Ежедневно проводился мониторинг расходования, наличия остатков и установления потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных из районного бюджета.
В течение года предпринимались необходимые меры по обеспечению сбалансированности бюджета:
- расходование средств осуществлялось, исходя из заявок главных распорядителей и возможности доходной базы местного бюджета;
- обеспечено оперативное управление остатками бюджетных средств.
- муниципальный долг по состоянию на 1 января 2023 года отсутствует.
В последние годы большое внимание уделяется открытости и доступности информации о бюджетном процессе. Увеличиваются требования к размещению сведений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Финансово-бюджетной Палатой на постоянной основе проводится работа по ведению Сводного реестра бюджетополучателей в данной системе. Кроме того, размещено 666 информаций в подсистеме «Бюджетное планирование», 748 информаций на Едином портале бюджетной системы.
Планирование и проведение контрольных мероприятий в рамках осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляется в соответствии с заключенным с Министерством финансов Республики Татарстан Соглашением от 16 февраля 2015 года и Регламентом работы в рамках взаимодействия Министерства финансов Республики Татарстан и Финансово-бюджетной Палаты. В штате Финансово-бюджетной Палаты должность ревизора отсутствует.
В целях обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств в 2022 году Департаментом казначейства Минфина Республики Татарстан проведено 4 контрольных мероприятия. По итогам проверок Финансово-бюджетной Палатой направлено 4 представления в адрес руководителей учреждений на сумму 36 млн. 11 тыс. рублей. Устранено нарушений на сумму 31 млн. 498 тысяч рублей (2020 – 32 130,9 т.р., 2021 – 4553,9 т.р.).
Принято участие в проведении 8 проверок осуществления первичного воинского учета военнообязанных и призывников и целевого использования субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в поселениях Верхнеуслонского муниципального района. Нецелевого и неэффективного расходования субвенций в поселениях проверками не установлено.
Консолидированный бюджет района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформирован в условиях изменений налогового и бюджетного законодательства, в 2023 году в сумме 830 миллионов рублей. При соблюдении требований бюджетного и налогового законодательства сформирован сбалансированный, бездефицитный бюджет, призванный обеспечить жизнедеятельность района и исполнение социальных расходных обязательств. Бюджет сформирован по муниципальному району, 19 сельским и одному городскому поселению.