Заслушав отчет председателя Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района Хурматуллиной Л.И. о работе Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района за 2023 год,
Совет
Верхнеуслонского муниципального района
решил:
1. Отчет председателя Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района о работе за 2023 год принять к сведению.
2. Признать деятельность Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района удовлетворительной.
3. Контрольно-счетной Палате Верхнеуслонского муниципального района:
- продолжить работу по профилактике и предупреждению нарушений в финансово-бюджетной сфере;
- усилить работу по реализации итогов проведенных контрольных мероприятий, в том числе обеспечить эффективный контроль исполнения представлений, полноты и своевременности принятия мер по выявленным нарушениям, привлечению лиц, допустивших финансовые нарушения, к административной и дисциплинарной ответственности.
- продолжить взаимодействие со Счетной палатой Республики Татарстан в рамках решения задач, возложенных на Межведомственный координационный совет по вопросам государственного контроля в Республике Татарстан;.
- продолжить работу по исполнению в полном объеме полномочий в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- активизировать работу по внедрению цифровизации в деятельность Контрольно-счетной Палаты Верхнеуслонского муниципального района.
4. Разместить настоящее решение на официальном сайте Верхнеуслонского муниципального района.
Председатель Совета,
Глава Верхнеуслонского
муниципального района М.Г. Зиатдинов
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной Палаты
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан в 2023 году
Контрольно-счетная Палата Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан действует согласно положению, утвержденному решением Совета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. Имеет статус юридического лица. Штатная численность -1 единица.
Контрольно-счетной Палатой Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту –Контрольно-счетная Палата) в 2023 году осуществлялась контрольно - ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность, которая основывалась на годовом плане работы. Основные показатели деятельности КСП за период с 2021 по 2023 г.г. представлены в таблице (в тыс. рублей).
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 |
---|---|---|---|
I. Контрольно-ревизионная деятельность |
|
|
|
Общее количество проведенных контрольных мероприятий, ед. |
8 |
10 |
9 |
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий, ед. |
17 |
10 |
11 |
Выявленный объем финансовых нарушений, тыс. руб. |
7328,2 |
11956,2 |
25105,39 |
в том числе |
|
|
|
- нецелевое использование бюджетных средств, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
- неэффективное использование бюджетных средств, тыс. руб. |
442,34 |
1251,4 |
56,25 |
II. Экспертно-аналитическая деятельность |
|
|
|
Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий, в том числе |
48 |
47 |
50 |
-подготовлено экспертных заключений |
45 |
45 |
45 |
-подготовлено аналитических записок |
3 |
2 |
5 |
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
|
|
|
Количество материалов (актов), направленных в правоохранительные органы, ед. |
11 |
12 |
12 |
Направлено представлений и предписаний |
6 |
6 |
7 |
Возмещено средств в бюджет и устранено нарушений, всего, тыс. руб. |
6128,42 |
10704,8 |
22794,7 |
В 2023 году Контрольно-счетной Палатой проведено 59 мероприятий, из них 9 контрольно-ревизионных и 50 экспертно-аналитических мероприятий.
Общий объем выявленных нарушений финансово-бюджетного законодательства составил 25105,39 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование средств бюджета на сумму 56,25 тыс. рублей.
Информация о результатах контрольных мероприятий представлялась в Совет Верхнеуслонского муниципального района.
Устранено нарушений на общую сумму 22794,7 тыс. рублей. Бюджетными учреждениями представлены письменные ответы о приятых мерах по устранению выявленных нарушений с приложениями копий документов.
В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Прокуратурой Верхнеуслонского района и Контрольно-счетной Палатой Верхнеуслонского муниципального района по вопросам, связанным с выявлением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере Контрольно-счетной Палатой направлены в Прокуратуру Верхнеуслонского района материалы по результатам 9 контрольных и 3 экспертно- аналитических мероприятий.
Прокуратурой Верхнеуслонского района внесено 10 представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно – аналитическая деятельность Контрольно-счетной Палаты направлена на обеспечение контроля исполнения бюджета Верхнеуслонского муниципального района и подготовку заключений на проекты бюджета района на очередной финансовый год и плановый период, а также на подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.
В 2023 году проведено 50 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых были подготовлены заключения Контрольно-счетной Палаты. В том числе подготовлено: 21 заключение по результатам внешней проверки исполнения бюджетов района, сельских поселений и города Иннополис за 2022 год; по результатам внешней проверки исполнения бюджета района за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2022 года, заключения на проекты бюджетов на очередной финансовый 2024 год и плановый период 2025-2026 годов Верхнеуслонского муниципального района в целом, 19 сельских поселений и бюджет города Иннополис.
При подготовке заключений на проекты решений о бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов как в целом по району, так и по сельским поселениям рассматривалось соответствие проекта решения действующему законодательству, основные характеристики бюджета, резервы увеличения собственных доходов бюджета, распределение бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения, анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития Верхнеуслонского муниципального района на 2024-2026 годы.
Проект бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2024 год сформирован по доходам в сумме 851634,99 тыс. рублей и расходам в сумме 851634,99 тыс. рублей, прогноз по доходам и расходам на 2025 год по 847315,27 тыс. рублей, прогноз по доходам и расходам на 2026 год по 892154,09 тыс. рублей. Проект бюджета сбалансирован – расходы бюджета равны его доходам.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2024 год прогнозируются в сумме 290141,0 тыс. рублей или 34,0 % от общего объема доходов, на долю безвозмездных поступлений приходится 66 % (561493,99 тыс. рублей) от общего объема доходов. Удельный вес безвозмездных поступлений в 2025-2026 годах в общей сумме доходов бюджета составит соответственно по годам 62,4 % (528827,97 тыс. рублей), 60,8 % (541938,49 тыс. рублей).
В структуре расходов бюджета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в 2024 году наибольший удельный вес в общей сумме затрат, как и в 2023 году, приходится на раздел «Образование» - 64,9 %, в 2025 году на «Образование» - 65,6 %, в 2025 году «Образование» -66,5%.
В ходе подготовки заключений были отмечены замечания редакционного характера, которые устранены при доработке проекта бюджета.
В рамках последующего контроля в соответствии с требованием статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 97.3 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Контрольно– счетной Палатой в марте отчетного года проведена внешняя проверка годовой отчетности об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района и внешняя проверка отчетов об исполнении бюджетов 19 сельских поселений и города Иннополис за 2022 год (по соглашениям).
В заключениях по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района за 2022 год было отмечено, что в целом показатели Отчета об исполнении бюджета Верхнеуслонского муниципального района за 2022 года соответствуют фактическому исполнению и согласованы с другими формами годовой бюджетной отчетности.
В 2022 году бюджет Верхнеуслонского муниципального района при плане доходов 815254,7 тыс. рублей, план по расходам составил 882731,1 тыс. рублей с дефицитом 67476,4 тыс. рублей. За отчетный год бюджет по доходам фактически составил 861802,2 тыс. рублей, по расходам составил в сумме 855469,3 тыс. рублей с профицитом 6332,9 тыс. рублей.
Фактическое исполнение бюджета муниципального района за 2022 год по доходам составило 110,9 % к уточненному плану, по расходам – 96,9 % к уточненному плану.
Заключения Контрольно – счетной Палаты по итогам внешней проверки отчетов направлены в Совет района, в Советы сельских поселений и мэрию города Иннополис.
Контрольно-ревизионная деятельность
В 2023 году Контрольно-счетной Палатой проведено 9 контрольно- ревизионных мероприятий, проверено 11 бюджетных учреждений.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения финансово – бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств на общую сумму 25105,39 тыс. рублей, в том числе по видам нарушений:
- неэффективная деятельность при использовании бюджетных средств – 56,25 тыс. рублей;
-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом- 6835,04 тыс. рублей.
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок- 16707,9 тыс. рублей и другие.
В общей сумме нарушений, выявленных в отчетный период, наибольший удельный вес (66,6%) занимают нарушения при осуществлении закупок.
В соответствии с планом работы на 2023 год состоялись плановые проверки целевого и эффективного использования средств бюджетов, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящегося в собственности Коргузинского, Введенско-Слободского, Шеланговского, Вахитовского, Кильдеевского сельских поселений, а также муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности ОМС ВМР» и МБУ «Градорегулирование и инфраструктурное развитие Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан».
В проверенных учреждениях на балансовом учете продолжают числиться основные средства, которые долгое время не эксплуатируются, ремонту не подлежащие, морально устаревшие. Так, не востребовано здание сельского клуба (1969 г.) в д. Егидерево, здание старого ФАП в Коргузе, в Кызыл Байраке- сельский клуб, в Введенско-Слободском поселении водопровод долго не эксплуатируется. Дополнительной нагрузкой для бюджетов сельских поселений является оплата штрафных сумм и пени, в том числе за несвоевременно сданную налоговую отчетность. Имеет место быть многократное несвоевременное принятие к бухгалтерскому учету первичных документов, в том числе внесение в реестр закупок договоров на выполнение работ (услуг).
В октябре и декабре отчетного года проведено экспертно-аналитическое мероприятие по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд заказчиками Верхнеуслонского муниципального района. Особое внимание при проведении контрольных мероприятий уделялось выявлению факторов коррупционной направленности. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе несоблюдение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, несвоевременное размещение в ЕИС информации о контракте.
По требованию прокуратуры от 10.05.2023 г. №02-01-06 в рамках компетенции Палаты проведены проверочным мероприятиям по исполнению законодательства при реализации национального проекта «Образование» при исполнении и заключении контрактов на выполнение работ в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее закон 44-ФЗ).
На основании требования прокурора Верхнеуслонского района Республики Татарстан от 08.02.2023 года КСП проведены внеплановые проверочные мероприятия по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств в учреждениях социального обслуживания, в том числе в Доме-интернате для инвалидов и престарелых, в КЦСОН «Островок надежды», в Центре занятости населения за период 2021-2022 и истекший 2023г.г.
По требованию прокуратуры Верхнеуслонского района в августе 2023г. проведены проверочные мероприятия в Управляющей кампании «Обиход» за период с 01.06.2022 г. по 01.09.2023 г.
В соответствие с поручением Счетной палаты Республики Татарстан председателем Контрольно-счетной Палатой района проведены внеплановые проверочные мероприятия по обеспеченности учебной литературой в пяти учреждениях образования (Гимназия и школа в Верхнем Услоне, школы Макулово, Печищи, Октябрьская) в соответствии с перечнем поставленных вопросов.
Так же по поручению Счетной палаты РТ в сентябре подготовлена аналитическая записка о механизме выдачи субсидий из местного бюджета индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Иная деятельность
В течение отчетного периода осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности со Счетной палатой Республики Татарстан, контрольно-счетными органами муниципальных районов Республики Татарстан, органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района.
В рамках работы Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан Палате оказывается организационная, правовая, методическая, информационная поддержка. Ежемесячно информация о деятельности КСП представлялась в Счетную палату РТ. Председатель Контрольно-счетной Палаты принимала участие в работе заседаний Совета муниципальных контрольно-счетных органов Республики Татарстан в режиме видеоконференций, в заседаниях Совета Верхнеуслонского муниципального района, в публичных слушаниях по рассмотрению отчета об исполнении бюджета за 2022 год и по рассмотрению проекта бюджета Верхнеуслонского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, заседаниях районной комиссии по координации работы по противодействию коррупции.
Кроме того, в течение года проводилась работа по выполнению запросов и поручений Совета и Исполнительного комитета района.
В 2023 году проводилось тестирование программного обеспечения «Находка-КСО», которое предоставлено Счетной Палатой РТ для планирования, учета и отчетности деятельности контрольно-счетных органов республики.
Информация о деятельности Контрольно-счетной Палаты в отчетном году размещалась на портале Верхнеуслонского муниципального района (http://verhniy-uslon.tatarstan.Ru).
В целях реализации задач, возложенных на Контрольно-счетную Палату, в 2024 году планируется в качестве приоритетных направлений деятельности:
1. Продолжить работу по профилактике и предупреждению нарушений в финансово-бюджетной сфере.
2. Усиление работы по реализации итогов проведенных контрольных мероприятий, в том числе обеспечение эффективного контроля исполнения представлений, полноты и своевременности принятия мер по выявленным нарушениям, осуществления полномочия по привлечению лиц, допустивших финансовые нарушения, к административной и дисциплинарной ответственности.
3.Взаимодействие со Счетной палатой Республики Татарстан в рамках решения задач, возложенных на Межведомственный координационный совет по вопросам государственного контроля в Республике Татарстан, в том числе участие в мероприятиях по вопросам, выносимым на рассмотрение данного Совета.
4. Продолжить работу по исполнению в полном объеме полномочий в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Внедрение цифровизации в деятельность Контрольно-счетной Палаты.
Председатель Контрольно-счетной Палаты
Верхнеуслонского муниципального района Л.И.Хурматуллина