Это уже традиция

17 мая 2021 г., понедельник

Дважды в год мы обязательно бываем в этих местах: в мае и октябре. И в этом году, несмотря на изнуряющую жару, ветераны района отправились 17 мая знакомым маршрутом Услон — Суслонгер. Каждый раз в марийских лесах, на месте военного учебного лагеря, бывают совершенно разные люди. В основном, это те, у кого в семьях помнили и произносили это страшное слово-Суслонгер.
Юрий Вальков, наш водитель, дорогу к месту учебного лагеря знает, как свои пять пальцев! При въезде в лес, нас останавливает лесной патруль. Дорога перекрыта, въезд в лес категорически запрещен из-за пожароопасной обстановки. Но, оказалось, что ребята о нас знают, и поэтому проблем не было.
- Это же из Верхнеуслонского района, они тут памятник своим землякам, умершим в лагере, поставили. Пусть проезжают.
Вот так, охарактеризовал нас тот, что, видимо, был старшим.
Мы, в свою очередь, заверили, что даже на берегу Серебряного костер разжигать не будем. А вот купаться — настроены.
Первая остановка на половине дороги. И Галина Лихачева, наш гид и добрый друг, приглашает пройти на насыпь бывшей узкоколейки. В годы войны пос. Суслонгер соединяла именно эта узкоколейка (но уже давно без рельсов) с военным лагерем и озером Серебряным. Галина рассказывает, как местные мальчишки старались прокатиться на паровозе, который в поселке называли все — Кукушка. 
Всякий раз, как только из-за деревьев показывается наш памятник, сердце начинает учащенно биться. Пора бы уже за столько лет привыкнуть, Но будто все заново переживаю. И первое знакомство с историей того лагеря, и установку памятного камня... 
Короткий импровизированный митинг. Говорим о лагере, обо всем, что удалось узнать за время, пока мы здесь не были. Галина знакомит с книгами, которые ей подарил Михаил Черепанов. В них медицинские документы по подобным мед. санчастям, госпиталям, в том числе и этому, суслонгерскому. Вторая — воспоминания сына фронтовика, прошедшего немецкий плен и лагерь здесь в марийских лесах.
Я зачитала список фамилий наших земляков, рассекреченный совсем недавно. 
Да и у участников этой поездки было что сказать. Так что у каждого свой Суслонгер…
Сирень с родных мест, алые гвоздики, нарциссы…
И слова благодарности и просьба — простить нас. Это уже к тем, для кого марийская тайга сала последним пристанищем.
 
Римма Троицкая
 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International