Село возникло на землях, пожалованных в 1553 г. Свияжскому Троице-Сергиеву монастырю (до 1784 г. являлось его вотчиной) и получивших название «Новое Займище», первоначально как временное поселение для летних сельскохозяйственных работ.
В Писцовой книге 1567 года сохранилась запись, что имеются «Займища новые у реки у Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже Каменных гор на горной стороне, в черном и диком лесу. А на займище двор монастырский и пять шалашей, а живут в них монастырские детеныши. Пашни новые распаши три поля, 6 четей, да сечи три десятины». Таким образом, село наше начиналось с монастырской заимки. А в 1572 г. временное поселение уже получило название – в жалованной грамоте Ивана 1V упоминается: «… против Казанского устья лес черный на Услоне, против Гостина острова».
В писцовых книгах 1594 г. дается его описание: «…сельцо Услон, что было займище у реки у Волги на берегу, выше Гостина острова, а ниже Каменных гор, против Ирехова острова, а ниже изголовья Казанского устья, на горной стороне, а в селе храм Николы Чудотворца, а в храме образы, и книги, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение, монастырское, Троице-Сергиева монастыря, а в селе двор монастырский…». В писцовой книге 1646 г. упоминалось также под названием Большой Услон.
В 1764 г. местные жители были переведены из монастырских в разряд экономических, в XIX в. – государственных крестьян. Из них около 80% относились к беспашенным бобылям и занимались судовым промыслом – летом в качестве судовладельцев, лоцманов, кормчих, бурлаков, матросов, водолазов, сплавщиков обслуживали грузовые волжские перевозки, переправляли пассажиров через Волгу, зимой строили и ремонтировали деревянные суда. Также занимались земледелием, садоводством и огородничеством, разведением скота, рыболовством, бондарным промыслом.
Село имело выгодное географическое положение, через него проходили Московский и Симбирский тракты (сохраняли свою значимость до строительства в 1913 г. железнодорожного Романовского моста через Волгу). Для тех, кто направлялся в Казань, у села действовала переправа через Волгу (утратила свое транзитное значение после строительства в 1981–1989 гг. автодорожного моста через Волгу у села Набережные Моркваши). Через село этапом проходили осужденные на ссылку в Сибирь.
С конца XVIII в. здесь функционировали конно-почтовая станция (до 70 лошадей), этапная тюрьма.
В конце XVI в. в селе построена Никольская церковь. В 1831–1838 гг. на средства прихожан на месте обветшавшей построена каменная церковь в честь Николая Чудотворца (в 1930-е гг. закрыта, в 1990 г. возвращена верующим, восстановлена; объект культурного наследия).
С 1868 г. функционировала казенная обозная мастерская, где трудилось около 100 рабочих: производили санитарные, артиллерийские и другие виды военных повозок.
С конца XIX в. село становится волостным центром.
Среди известных людей, посетивших село:
• князь А.Д.Меньшиков (в 1728 г. по дороге в ссылку, здесь была похоронена его жена, княгиня Д.М.Меньшикова. В XVIII в. над могилой княгини Д.М.Меньшиковой была сооружена деревянная часовня (сгорела в 1815 г.), в 1863 г. на средства адмирала князя А.С.Меньшикова возведена кирпичная часовня (разобрана в 1920-х гг.).
• император Павел I (в 1798 г.).
• писатель А.Н.Радищев (в 1797 г., возвращаясь из ссылки, описал красивый вид, открывающийся с Верхнеуслонской горы),
• публицист А.И.Герцен (в 1835 г.),
• поэт и художник Т.Г.Шевченко (в 1857 г.),
• писатель и путешественник В.И.НемировичДанченко (упоминает о селе в книге «По Волге: (Очерки и впечатления летней поездки)» (1877 г.), в которой он описал свое путешествие по Волге).
Продолжение следует…