Салих Сайдашев

2 декабря 2020 г., среда

3 декабря 2020 года наша Республика Татарстан отмечает 120 – летие со дня рождения выдающегося татарского композитора Салиха Сайдашева (1900 – 1954).  Музыкальное творчество композитора – важная историческая веха в духовном развитии татарского народа. Он заложил основу для будущего развития татарской оперной, балетной, симфонической музыки.Воспитанный на традициях татарской народной культуры – музыкальной и поэтической, он создал свой самобытный стиль. Великая заслуга Салиха в том, что он обогатил пентатонный лад новыми интонациями и выразительными возможностями. С изящной и красивой гармонией Сайдашева татарские мелодии заиграли новыми красками.

Творчество композитора счастливым образом совпало с подъемом в культуре,  «в среде городских татар происходит резкий поворот от восточной ориентации к европейской, что выразилось в зарождении профессионального исполнительства и творчества. Для успешного продолжения этого необратимого процесса должен был появиться профессиональный композитор. И эту миссию выполнил Салих Сайдашев. Он первый поставил татарскую музыку на новую ступень, не отбросив сложившиеся традиции, а качественно обогатив их», - отмечает З.Н.Сайдашева.

Наиболее ярко новаторство композитора проявилось в музыкальных драмах «Голубая шаль», «Наемщик», «Казанское полотенце» и другие. В его музыке к спектаклям звучали не только народные напевы Татарстана, но и  мелодии крымских татар, башкир, мусульманских народов Европы и Азии. Именно жанр «музыкальная драма»,  как наиболее демократичный,  нашел широкий отклик и понимание у татарского слушателя.

Салих  Замалетдинович  покорял своих соотечественников и покоряет нас, современных ценителей его творчества, удивительной мелодией. Народный артист СССР, дирижер, Натан Рахлин глубину и мудрую красоту лирики Сайдашева сравнивал с песенной лирикой Франца Шуберта. Удивительно светлая в песне «Соловей» на стихи А. Файзи, проникновенная и сосредоточенная в песне «Прощай, деревня» из драмы X. Фатхуллина «Очи»,  эпичная и мужественная в песне «Дремучий лес» из драмы К. Тинчурина «Голубая шаль». Искусство Салиха Сайдашева  эмоционально,  искренне, подлинно народно и обращено к нашим  сердцам.

Музыка композитора продолжает жить в современности. Создаются новые инструментальные  аранжировки авторских мелодий, симфонические, камерные, хоровые произведения на основе тем Салиха  Замалетдиновича. Вот как рассказывает Л.Кустабаева, руководитель Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, о премьере «Музыкального  приношения Салиху Сайдашеву» Алмаза Монасыпова в Москве: «В зале плакали, когда звучала эта музыка, ее воспринимали как зеркало жизни Сайдашева. В ней поистине было все – Увертюра, Триумф, Трагедия, Прощание и огромная Любовь народа к своему талантливому сыну».

Бражник Л.В., доктор искусствоведения, отмечает: «В истории каждого народа есть личности, оказавшие громадное воздействие на духовное становление нации, сыгравшие благородную просветительскую и вместе с тем поворотную роль в ее культурном развитии, ставшие легендой еще при жизни и остающиеся ею после смерти. В татарской культуре XX века к таким личностям принадлежит Салих Сайдашев».

Есть в  Верхнеуслонском районе – живописное место – Кызыл- Байрак. Это романтичсекий волжский простор, с манящими в мечту белыми пароходами и высокий берег с развевающимся красным знаменем.  Кызыл- Байрак в переводе обозначает красное знамя.

Посетить Кызыл- Байрак – значит приехать в гости к С.Сайдашеву. Кызыл- Байрак был для С.Сайдашева райским уголком в советской Татарии. Здесь, начиная с 1920г., почти до войны (1940г.), в летнее время года жил в доме дяди Шигапа Ахмерова – Салих Сайдашев, и поэтому эту местность называют второй родиной С.Сайдашева.

Сюда его призывала сама природа, где рождались любимые народом творения. Кызыл- Байрак давал ему силы черпать творческое вдохновение.

В марте 1990 года было издано правительственное постановление       о мемориале Салиха Сайдашева и на берегу Волги на небольшой поляне установлен памятник в виде огромного  мраморного  камня -монолита, стилизованного под необработанный валун, дабы сохранить его самобытность, как сохранила её сайдашевская музыка.У камня всегда живые цветы.

На ухоженной поляне в августовский намеченный день проходит ежегодный праздник искусств в честь памяти о композиторе «Сайдашстан». Каждый год, начиная с 2001г., в один из августовских дней эта поляна озаряется радостью праздника татарской культуры. Число поклонников музыки Сайдашева с каждым годом растёт.

«Народ любил его. Слушали по радио, тут же расходились билеты на его концерты, театральные постановки. Он был единственным композитором, кто ответил на какую-то потребность души. Больше никто не смог! А ведь песен у него немного», - отмечает Юлдуз Исанбет , известный музыковед, заслуженный деятель искусств Татарстана.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International